Фраза «В Греции все есть!» из чеховской пьесы XIX века получила популярность благодаря экранизации и яркой игре актеров. В XXI столетии Греция стала нюсмейкером единой Европы и всего западного мира ввиду генерации могучей волны евроскептицизма. В этой южной стране ЕС есть действительно все. От эпицентра финансового кризиса еврозоны и «черной дыры» для сотен миллиардов европейских траншей до вероятности выхода Греции из зоны евро и возможных политических потрясений в масштабе континента.
В новый 2015 политический год Греция вступила «налегке» - без парламента и с президентом, чьи полномочия заканчиваются в марте месяце. Три серии декабрьских баталий в греческом парламенте по переизбранию главы исполнительной власти закончились безрезультатно. Что автоматически повлекло роспуск законодательного собрания 29 декабря 2014 года и назначение парламентских выборов на 25 января 2015 года. После подведения их итогов можно опять избирать президента Греции, силами обновленных депутатов. Почему же сугубо внутренние проблемы скромной Греции привлекают внимание всей единой Европы? Почему страна с 1.4 % вкладом во всеевропейский ВВП вызывает столько беспокойства в Брюсселе, Берлине и прочих столицах ЕС? Откуда столько пиетета к обыденным (пусть и внеочередным) выборам в один из 28 европейских парламентов, в которых примут участие всего несколько миллионов греков? При общей численности населения ЕС в 508 млн. человек?
Потому что Греция после 25.01.2015 года вполне способна стать первым государством ЕС, приступившим к выходу из интеграционного континентального проекта. Если вероятные победители выборов в греческий парламент попытаются следовать своим же электоральным обещаниям.
До вступления в Евросоюз в 1981 году греческая экономика была стабильной, на треть теневой, с высокой долей государственных предприятий в промышленности и мелких (часто семейных) в сельском хозяйстве. Бюджет страны был хронически дефицитным, разрыв покрывался внутренними заимствованиями и зарубежными переводами. Около 35 % трудоспособного населения вообще не платила налогов, уровень инноваций и модернизаций был низким, особенно для европейского государства. Сама процедура вступления Греции в ЕС базировалась на многочисленных статистических подтасовках макроэкономических, финансовых и прочих показателей. После 1981 года чудеса статистики продолжились.
Греческий ВВП на душу населения начал расти как на дрожжах. С 1980 по 2004 год он увеличился в четыре раза, с 5.200 $ до 21.000 $! При этом промышленное производство за ту же четверть века снизилось на 30 %, строительство упало на 48 %, доля сельского хозяйства в национальном ВВП уменьшилась с 23 до 5 %. Туризм, сфера обслуживания и бум на рынке недвижимости вытягивали экономические показатели. Но покрыть рост потребления, неэффективность государственных предприятий и колоссальные социальные расходы из собственных резервов было невозможно. Страна начала жить за счет внешних заимствований. Официальный государственный долг перевалил за 100% ВВП еще в 2005, к 2008 он достиг 115 % от всей стоимости товаров и услуг в годовом исчислении. Следует отдать должное Евросоюзу - часть государственного долга и обязательств коммерческих компаний была списана. Но накачка Греции кредитами продолжилась, а программы их рачительного использования так и не включились.
Даже после кризисного 2008 года Греция жила не по средствам. Которые исправно продолжали поступать, по линиям ЕС, ЕБРР и МВФ. Кредитные линии довели суммарный внешний долг страны до невероятной цифры в 565 млрд. $. Из них 432 млрд. $ являются государственными либо гарантированы греческим государством. Это почти по 40.000 $ долговых обязательств на каждого грека, от мала до велика...
На протяжении последних лет - с 2010 года - кредитная поддержка греческой экономики сопровождалась программой жесткой бюджетной экономии. Экономика должна быть экономной, да-да. Особенно если выживает за чужой счет. Для широких слоев греческого населения это выразилось в следующем:
Отменена выплата 13 и 14 окладов в государственном секторе. Запрещена либо жестко ограничена выдача финансовых бонусов к праздникам и юбилеям. Минимальный уровень налогообложения снижен с 12 до 8 тысяч евро в год. Пенсии в реальном выражении уменьшились за пять лет на 40 %. Пособия по безработице уже через год подлежат секвестру, а порой и отмене. Безработица среди молодежи достигает 50 %. Фиксируется отток квалифицированных специалистов в другие страны ЕС. Распространение «серых» схем по уходу от налогов и подключению к программам социальных гарантий толком фиксировать не удается - как и бороться с такими методами противодействия жесткой экономии.
Тотальная экономия привела к многочисленным махинациям и фактическому исчезновению среднего класса в Греции. На выборах 25 января избиратели будут выбирать между продолжением затягивания поясов по методике партии «Новая демократия» и... мечтой. Левая партия СИРИЗА предлагает возвращение к национальной валюте драхме и целый набор ярких обещаний:
- Повышение пенсий (старики достойны обеспеченной жизни и стабильно участвуют в выборах) к докризисному уровню, то есть в среднем на 40 %;
- Увеличение минимальной заработной платы на 50 %, то есть до 750 € в месяц. Зарабатывать от 5.000 ежемесячных € в Греции могут далеко не все;
- Мораторий на выплату процентов по внешним долгам;
- Предоставление субсидий на оплату ЖКХ для 25.000 столичных семей с низким уровнем доходов (недовольна вся страна, но бунты, мятежи и революции происходят в столицах);
- Введение полной компенсации расходов на электроэнергию для 300.000 греческих семей, более чем для миллиона человек в 11-миллионной стране. Субсидий подобного масштаба нет ни в одном европейском государстве, вне зависимости от уровня социальных гарантий и экономического развития;
Общая стоимость немедленных улучшений составляет более 2 миллиардов евро. Возвращение драхмы на финансовую арену греческой независимости парадоксальным образом уживается с номинацией предвыборных обещаний партии СИРИЗА в евровалюте. Изыскать двухмиллиардные резервы планируется за счет оптимизации управления (то есть массовых увольнений, но оптимизация звучит гораздо лучше) и увеличения собираемости налогов с богатых греков. Избиратели всегда поддержат утяжеление налогового гнета на богачей - вот только богачи значительно опытнее в плане юридического уклонения от фискального пресса. В любом случае радикальные реформы управления и налогообложения потребуют немало времени и сил. Реальные же, осязаемые улучшения в жизни каждого грека СИРИЗА обещает сразу после подсчета голосов. «На следующий день, так и запиши»...
Популярность греческой партии радужных надежд продолжает расти. Если на момент роспуска парламента основные конкуренты отставали от СИРИЗА на 3 % избирательных симпатий, то за 10 дней до выборов разрыв увеличился. «Новую демократию» со старым подходом к экономии на всем поддерживают 26 % греков, СИРИЗА - уже 33 %. Остальные партии набирают менее 8 % и будут активно участвовать в создании про- либо антиевропейской коалиции. Среди мини-партий Греции есть и гораздо более радикальные относительно перспектив пребывания в ЕС. Начиная с профашистской «Золотой зари» с 6 % электорального влияния до левоцентристской ПАСОК с 4.6 % симпатий. По разным причинам «развод» с единой Европой пропагандируют и левые, и правые. На словах в предвыборных речах.
Греции попросту некуда деваться с подводной лодки европейского единства. В наступившем 2015 году стране предстоит погасить 11 млрд. € кредитов и процентов по кредитам. Потребность Греции во внешнем финансировании в 2015 году оценивается в 15 млрд. €, в 2016 - как минимум в 13 млрд. €. Еще до роспуска греческого парламента МВФ приостановил перечисление Афинам очередного кредитного транша - прозрачнее намекнуть на строгое соблюдение пиетета к международным финансовым институтам затруднительно.
Европейский Центробанк готовится к накачиванию национальных экономик ЕС деньгами за счет выкупа суверенных облигаций. Непокорные страны могут свернуть свои облигации в трубочку и положить на полочку. Рядом с зубами и надеждами на возвращение к Греции 70-ых годов прошлого века. Денежным «пряником» рядом с финансовым «кнутом» может стать частичное и поэтапное списание гигантской внешней задолженности. Поначалу незначительное и лишь при условии правильного поведения перед многоуважаемыми кредиторами-ростовщиками.
Победа радикальных евроскептиков на греческих парламентских выборах не приведет к масштабным политическим потрясениям ни в этой южной стране, ни в других государствах ЕС. Найдутся десятки объективных причин для возвращения к непопулярным мерам бюджетной экономии и социальных ограничений. Как говорила великая актриса Ф. Раневская в экранизации чеховского водевиля:
«Махайте на меня, махайте! Возле вас я задыхаюсь, дайте мне атмосфЭры!»
Махать предвыборными обещаниями и досрочными электоральными процедурами в ЕС можно сколько угодно. Именно эти манипуляции обеспечивают приток свежести в помыслы избирателей, помогает им смириться с поствыборной реальностью. Раз за разом эта реальность расходится с предвыборными мечтами все дальше и дальше. Антиевропейский выбор греков ничуть не приблизит их прощания с ЕС, с единой валютой, с брюссельскими директивами, с берлинскими указаниями, с ежедневным гнетом бюджетной экономии. С каторжными колодками весом в сотни миллиардов евро далеко не убежишь.