Продленка в российских школах станет платной, но Минобрнауки обещает гуманные расценки.
Интрига вокруг школьной продленки разрешилась - она станет платной. Министр образования Дмитрий Ливанов, который еще в начале сентября утверждал, что на кошельки родителей никто не намерен покушаться, кардинально изменил позицию. Выступая на совещании с директорами московских школ, чиновник распорядился при разработке тарифов «применить единый подход», «не превышать разумных пределов» и «определить категории льготников». В Госдуме заявили, что Минобрнауки совершает политическую ошибку. На следующей неделе парламентарии обещают направить для рассмотрения в правительство законопроект, гарантирующий, что продленка все-таки останется некоммерческой.
Учебный год для многих родителей начался с сюрприза - школьная продленка, к которой привыкли еще с советских времен, вдруг стала платной. И ценники во многих регионах - совсем не символические. Из-за вала жалоб в Госдуме даже организовали спецкомиссию для изучения вопроса. Депутаты ведут статистику тарифов. И составляют карту горячих точек страны, где стоимость продленки относительно средней зарплаты населения особенно высока. Как показывает мониторинг, разброс цен по стране и даже внутри отдельно взятых регионов - весьма значительный. В Белгороде за услуги просят 900-1500 рублей, в Челябинске - 600-6000 рублей, в Орле - 1 200-1500 рублей, в Иркутске - 3500, в Москве - от 600 до 12 тысяч рублей. В большинстве случаев скидок для льготников не предусмотрено. За счет чего формируются такие сметы, неизвестно.
«В нашей школе общая стоимость дополнительного образования, продленки и питания может составить более 12 тысяч рублей в месяц, - рассказывает Татьяна Савченок, мама ученика гимназии №1584 московского района Кунцево. - Мы просили обосновать, за счет чего такая стоимость. В соседних районах цены почти на треть ниже. Однако методику расчетов никто так и не представил. Суммы грабительские и для многих неподъемные. Жалко детей из неблагополучных семей. Раньше они хоть на продленке были заняты и накормлены, а теперь будут по улицам района скитаться. Следом возрастет детская смертность и травматизм».
По словам заместителя председателя комитета по образованию Госдумы, коммуниста Олега Смолина, никакого самоуправства школ тут нет. Они поступают в строгом соответствии со статьей 66 закона «Об образовании», вступившего в силу в новом году. Там сказано, что продленка - это не образование, а услуга по уходу и присмотру. Следовательно, она не оплачивается государством. Учебные заведения с согласия учредителя, то есть местных властей, вправе самостоятельно устанавливать и брать за нее деньги.
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
«Когда принимался этот закон, мы предупреждали о возможных социальных последствиях, - поясняет Смолин. - На что наши оппоненты отвечали, что закон предусматривает возможность для муниципалитетов покрывать все расходы. Но им это надо? У регионов дыры в бюджетах примерно в 1 триллион 700 миллиардов рублей. Добровольно от родительских денег не хочет отказываться даже богатая Москва. Но мы намерены в течение недели представить на экспертизу в правительство законопроект, возвращающий бесплатную продленку. Дополнительного финансирования он не потребует. Уровень финансирования школ за последний год не изменился».
Однако инициативу чиновники могут признать нецелесообразной. Позиция Минобрнауки по продленочному вопросу до сих пор оставалась туманной. В начале сентября министр образования Дмитрий Ливанов признавал право за учебными заведениями оказывать коммерческие услуги. Но в то же время успокаивал, что «школы финансируются достаточно и вводить плату за продленку оснований нет». Однако 18 сентября, выступая на совещании с директорами школ Москвы, фактически дал отмашку учителям готовить коммерческие предложения.
«Школа имеет право брать плату за услугу по присмотру и уходу за детьми -- по сути, это и есть продленка, - заявил Ливанов. - Но надо исходить из реальной ситуации, возможностей родителей, с позиции экономической и социальной целесообразности».
Министр также распорядился провести разъяснительную работу с родителями. А при формировании платежек «применить единый подход» для всех регионов страны, освободить от платы социально незащищенные семьи, а также регулярно контролировать уровень школьных цен.
Тем временем в Госдуме говорят, что будут настаивать на бесплатной продленке.
«Точка зрения депутатов по этому вопросу жесткая! - кипятится единоросс, председатель думской группы по мониторингу ситуации с платными продленками Владимир Бурматов. - Мы готовы поправить федеральное законодательство. Нам совершенно не интересно, что говорит министр, потому что он свои показания меняет два раза на дню. Это непоследовательно и политически ошибочно. Продленка - вопрос социально значимый для страны. Речь идет о сохранении трудовой мобильности наших граждан. Если школьные услуги стоят 12-20 тысяч рублей и детей в семье несколько, родителям легче уволиться с работы».
Фото: Евгений Гурко / «Коммерсантъ»
В департаменте образования Москвы от комментариев воздерживаются. Официальную точку зрения поручили транслировать председателю Совета родительской общественности при департаменте образования Людмиле Мясниковой.
«В Москве сейчас все бесплатно, - говорит она. - Пока ни одно учебное заведение не обращалось в окружные управления образования с просьбой утвердить калькуляцию на услуги. По закону, вопрос о продленке предварительно должен быть рассмотрен управляющим советом школ, куда входят родители. А потом уже директора обязаны представить предложения в департамент образования. Если решат брать плату за услуги, калькуляция должна быть аргументированной. Документы должны отражать, сколько стоит полдник, как рассчитывается зарплата педагога и т.д. С потолка назначать суммы никто не позволит. Льготы для малоимущих останутся в любом случае».
На селекторном совещании с руководителями столичных учебных заведений министр образования Москвы Исаак Калина порекомендовал школам особо не жадничать: «Я слышал, что в расчеты оплаты (дополнительных занятий - прим. «Ленты.ру») некоторые директора включают и свет, и тепло. А что если кружков этих и продленки не будет, в темноте школа будет сидеть? Скромнее надо быть!»