Вещь.

Oct 21, 2013 21:05

На поверхности социального пространства не очень спокойно. Внешне, казалось бы особенных проявлений беспорядочности нет, но и ощущения стабильности тоже нет. С одной стороны на человека наваливается монолитная пропагандистская машина, состоящая в основном из отрицательных "институтиков", это Власть, это коррупция, это разрушенная РАН, это "Сталинград" Бондарчука, это и мигранты, и национализм и... Отрицательному несть числа, но так же жить нельзя? Должны же быть и положительные констелляции? Моральные общепризнанные авторитеты, искусство, возвышающее самого человека над собой, просто явления и вещи приводящие человека из животно-жрущего состояния в человеческое. Ведь никуда не делась Любовь, Дружба, Детство, Добро.
Взаимоотношения человека с вещами тема древняя, настолько древняя, что краев не найти, да и не надо, пожалуй. В различные эпохи эти взаимоотношения складываются не одинаково по форме, но очень похоже по сути. В. Бибихин, переводит начало Аристотелевской "Метафизики", как стремление человека не к ЗНАНИЮ, а как стремление к вИдению, причем отмечает что это стремление не возникает с рождением, а существует в человеке изначально, a priori. Человек видит вещи вне себя, вещи материальные и нематериальные, чтобы увидеть нематериальные вещи он производит операцию сгущения, обобщения собственных ощущений и наделяет ими определенный материальный объект. Так возникает то, что сегодня получило название "референтная группа". Вещь,или человек, или понятие получают статус с которым люди "сверяются" при принятии собственных решений, такая вещь, тем самым, становится обладателем функции, функциональной вещью, символической. Взаимодействие с символическими вещами носит всегда рекурсивный характер, видящий такую вещь человек, незаметно для себя, переходит из видящего в ведающего, в обладающего, владеющего. На самом же деле, символически нагруженная вещь также относится к "владеющему" ей индивиду, как и он к ней. Она им тоже овладевает, владеет. Пока символически нагруженная вещь признается несколькими людьми, им нет необходимости верифицировать ее значимость, когда число "владельцев" сокращается, оставшиеся пытаются навязать остальным осиротевшую вещь. Например сегодня старшее поколение горько сетует на то, что молодежь перестала читать. Это так, спектр, набор вещей с которыми нынешняя молодежь вступает во взаимоотношения не то чтобы шире, он другой, а вчерашние символы никуда не исчезли, они переместились на периферию интереса. По видимому емкость возможного охвата количества вещей человеком ограничена, поэтому и происходит замена одних другими.
Пока процесс выработки, нахождения точек соприкосновения для разных социальных страт в разгаре, слишком много новых вещей появилось на горизонте современного россиянина, причем появилось одномоментно, сразу, скопом. Это нормально, что то постепенно отсеется, что то приобретет статус "референтной группы", навязывать такие вещи силой бессмысленно, но демонстрировать их, убеждать остальных вступить в контакт необходимо. Кто сумеет сделать это лучше других, тот и будет править бал, но не на всегда, не на всегда!
Previous post Next post
Up