Oct 04, 2013 12:09
Вслед за Блаженным Августином я готов повторить что я знаю что такое время, но как только хочу сказать об этом, сразу теряюсь и ничего путного не получается. А ведь для нашего сегодняшнего состояния не "понятие", а понимание времени пожалуй, ключевой вопрос, буквально вопрос жизни и смерти. Недаром так обостренно воспринимается этот вопрос во всех слоях общества, непросто так премьер упирается против, казалось бы, очевидного. Время есть тайна, глубокая, экзистенциональная, личная.
В своем самом, наверное, загадочном романе "Идиот", Ф. М. Достоевский вводит время как основной фон, как главный затекстовый персонаж в самом начале. Когда князь Мышкин рассказывает сестрам о своем впечатленни виденной в Париже казни с использованием гильотины. Стоит перечитать эту сцену, чтобы понять -именно время главный персонаж этого произведения. Живое, наполненное, манящее, чувственное, осязаемое.
По Канту время это внутреннее созерцание, созерцание чего? Себя? Вечности? Бога? Истины? Но как тогда "повернуть глаза души" внутрь? Ведь время очень толково ускользает от попыток его ухватить. Вместо себя оно все время подсовывает, подкладывает свои производные копии. Мы четко осознаем, что это копии, что внешность в зеркале вовсе не отражает меня истинного, как бы не навязывался физический образ, как бы он не бросался в глаза, мы ему НЕ ВЕРИМ! Тогда чему мы верим? Какому то другому чувству, другому ощущению? Какому? Как же всем хочется "остановить мгновение", а оно не останавливается. И мы по привычке сетуем что оно "свистит как пуля у виска", личное, свое время это абсолютно объективная ипостась желания любого индивида, живого индивида. Вынося его из себя, вытаскивая время наружу, демонстрируя его себе и окружающим мы отчетливо понимаем нет, не то, не живет оно снаружи, окисляется, покрывается коркой, прячется.
В России так сложилось за века, что государство, власть, первое что делает, это пытается приватизировать время. Отнять его у собственника, обезличит его. Индивид, потерявший, утративший время легко уязвим временем же, но чужим, внешним. Отсюда и всевозможные мегапроекты "завтрашнего дня", быстрее, еще быстрее, давайте догоним и перегоним, не дай Бог кто-либо приостановится, притормозит, он тогда может обрести Время. Чужое время всегда как морковка перед носом осла, маячит расплывчато и безконтурно впереди. Оно всегда экстенсивно, насыщено, уплотнено, утяжелено, только таким временем можно, как магнитом притягивать взор человека, вытаскивать из него его собственную сущность, представлять "свое", "собственное", "личное" и "уникальное" время для публичного препарирования. Вытащить из человека его время, все равно что снять с него кожу, он становится беззащитным и .... И мертвым.
Свое время всегда внутри, там же где любовь, где со-весть, солидарность. Интенсифицировать его жизнь, жизнь времени, можно только всмотревшись в себя, вслушавшись, и тогда оно появится, появится не виде изображения в зеркале, не в виде кучи дел и проблем, а в виде ощущения глубокой сопричастности себя самого к себе же, к миру, к космосу, к людям. Так бывает со всеми, в этом надо только признаться, закрыть глаза и признаться. И оно появится, ведь оно всегда с нами. Наше, мое время!
А власть, ворующая время, обкрадывает исключительно себя. Им некогда, они в делах, они порой думают что схватили время за хвост, нет, его не схватишь, его можно только полюбить, подружиться с ним, с ним, а значит и с собой. Обрести не утраченное время, а утраченного, потерянного себя.