Социальное, меня не спросили, но… (сказки на ночь)

Jul 04, 2009 16:08

Миллионы иллюзий на сотню простых свечей
Променял бы я и, согревшись, забылся сном…
(с) НеРобкая Оксана «Конец Рублевки»

АНОМИЯ (от фр. anomie - отсутствие закона) - термин введен Эмилем Дюркгеймом (90-е годы XIX в.) и обозначает нарушение культур, единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных норм. У Дюркгейма А. - означала распад системы нравственных ценностей.
С одной стороны в решётках вбито то, что мы не хотим отпустить.
С другой стороны - бесконечная территория, куда нам не надо, потому что слишком мягкий диван.
Потому что слишком много придумано, и уже осталось обмануть только себя. Когда мне приходит в голову порассуждать о людях, закрадываются мысли о полной антисоциальности одного конкретного индивида, слишком нетерпимо и резко иногда выносятся вердикты, но… за свои поступки, в отличие от большинства, я готов полностью отвечать, а не искать того, на кого можно переложить ответственность. Это не такой бесконечно-затянувшийся этап созерцания, когда достаешь подзорную трубу и инкогнито разглядываешь мир. Правда мое персональное мнение не декларируется как социальная норма и потому не приводит к длительным и бесполезным дискуссиям. «Для несведущих: я хоть и образован, умен и прочее в том же духе, но с понятием, передаваемым словом "интеллигенция", себя не отождествляю категорически! Более того, у меня существует стойкое неприятие как понятия, так и тех, кто в пароксизме псевдолиберального бреда пытается доказать всем, что вот он самый "интеллигент" и есть. Боги в помощь, но близко не подходите, вдруг - заразно?»* О людях не стоит любить и уметь писать. Само явление - хочу, могу, буду, но не получается - дает смутное представление о моральной изъязвленности социума, не как общественного института, а как дампа в сознании. Судорожные попытки насладиться жизнью давно висят обглоданными огрызками на стене в общественном сортире - 25р. за поссать. Менты пристально блюдут чистоту кустов ибо ссут там сами. Или шире - любой исполняющее какие-либо социальные обязанности человек ставит свои персональные цели выше целей, которые формально перед ним ставятся. Потому что формально - это формально: есть Конституция, есть Гражданский кодекс, а есть еще желание купить дом на Лазурном берегу или в окрестностях озера Комо.
Или - любая социальная и культурная ниша оценивается исключительно в атрибутах материального достатка - и он же формирует социальные ниши-стигмы с отсутствующими или незначимыми культурными кодами: мини-олигархи, посетители The Most, хипстеры.
На самом деле, у Эмиля Дюркгейма было немного сложнее - аномия возникает на сдвиге культурных пластов в результате каких-либо социальных потрясений. Сложная система культурных кодов, ограничений, запретов переживает период кризиса и начинается классическая гоббсовская "война всех против всех" на ценностях более низкого уровня по Маслоу. Иными словами, господин канцлер считает в числе своих основных приоритетов не повышение эффективности, скажем, например, жилищно-коммунального хозяйства, а обеспечением собственного благосостояния путем отъема активов и распределения их между доверенными лицами и родственниками. Качественные подделки под людей - относись к ним с уважением, но знай - made in china. Хотя, скажи! А как поступил бы ты?!
Социальное значение "носителей идей" падает практически до незначимых величин: занудный старикашка Солженицын сменился на салонного Паланика Минаева. Идеи начинают использоваться для прикрытия некой неприятной реальности отсутствия идей, слова - ради их остаточного излучения: как это для нас сейчас звучит: патриотизм, свобода, демократия, правосудие. Применяется слово "пафос" для дискурса, который говорит о ценностях - просто потому что ценности обесценены. "Пафос" - это что-то вроде слова "препод" для занудного преподавателя, который чему-то пытается учить, а за окном апрель и солнце. За исключением случаев, когда "пафос" говорит о деньгах, славе, удовольствиях - все тех же трех ступенях пирамиды Маслоу. А вещи имеют свой простой смысл - всегда, как бы ни хотелось привинтить им какое-нибудь милое уточняющее прилагательное: суверенная демократия.

* "Вот еще слово, которого я совершенно не понимаю!.."
© Профессор Преображенский
Previous post Next post
Up