Tâtonnement

Feb 06, 2025 11:20


Торговля на арабском базаре
Несколько десятков лет тому назад, когда я ещё водил своих гостей/друзей по Старому городу Иерусалима, частью прогулки было посещение арабского рынка. Нет, не того, где арабы сами покупают себе мясо, фрукты-овощи, сладости и майки для школьников. Там тоже зрелищно, но не очень интересно. Кайф был в той части рынка, где впаривали всякий хлам туристам. Ну ладно, выведем за скобки христианских паломников: этих наебать - это как у младенца за фантик выторговать гривенник, данный на школьный завтрак. Я говорю об "опытных" globe-trotters, которые уже всё повидали.

Попадают они на этот рынок, как в пещеру Аладдина. Настоящий Восток, яхонты и смарагды мерцают в полутьме, верблюды, вырезанные из сандалового дерева, призывно глядят с прилавков. А уж если клиенту нужна настоящая арабская арафатка куфия, - вот их, всех расцветок и размеров. И даже самый стреляный globe-trotter останавливается, - "я только спрошу, почём". Последующий аттракцион - часть экскурсии, я отхожу в сторонку, будто не знаком с девчонкой.

❝- Почём у вас этот верблюд?
- Ай, красавица, по глазам вижу, - поклонников много, а денег нет...
- Дяденька, я не про меня, а про верблюда.
- Будет такой верблюд - набегут и поклонники, аллахом клянусь!
- Так сколько?

Первая ошибка. Это не преферанс, отдать подачу сопернику - проиграть пол-сета.

- Двести шекелей: ты только понюхай, как пахнет настоящее сандаловое дерево! (верблюда вырезали в Китае из того говна, что было под рукой).

Вторая ошибка: принять "кручёную" подачу. "Всем известно", что первое предложение - это не всерьёз, это всего лишь приглашение к торговле.

- Да вы с ума сошли, заламывать такую несусветную цену!
- Ну хорошо, а сколько бы ты заплатила?

Третья ошибка. Покупательница начинает мучительно гадать, насколько этот торгаш завысил реальную цену? На 30%? на 50%? Ну ладно, здесь же бесстыжий Восток, мог и вдвое завысить! Затаив дыхание, покупательница выпаливает:

- Сто шекелей и ни агорой больше.

Торговец теряет сознание от такой наглости, его откачивает малолетний сынишка. Когда чашка кофе подействует (секунд тридцать), под заламывания рук и крики "себе в убыток продаю, только чтоб день зря не прошёл!" вилка между сотней и двумя сотнями медленно и мучительно сужается. Но время уходит, нам пора гулять дальше, поэтому приходится встревать. На арабском не могу, но моё знание иврита подсказывает продавцу, что перед ним - играющий тренер.

- Или ты продаёшь своё китайское барахло за 15 шекелей, или ты зря потратил здесь двадцать минут своего времени. На большую сумму моя спутница не согласится, и она точно больше поверит мне, чем тебе.

В подобную угрозу торговец верит немедленно, а я остаюсь в определённых сомнениях. Если он действительно брал у поставщика этих уродцев по 10 шекелей за штуку, он с причитаниями отдаст одного за 15. А если брал по 20, - сделка не состоится, если он как-нибудь не сможет убедить меня, что у него настоящий товар, не то что фуфло, как у его соседей. Поскольку я не эксперт по производству уродцев из сандалового дерева, я вынужден бросать монетку в уме. В любом случае, проигрыш моей спутницы составит не больше пары долларов. Вполне посильная цена за активное участие в хэппенинге. ❞

А возвращаясь к дню сегодняшнему, я с видом ценителя-знатока собираюсь следить, как Трамп будет насаживать на свой рыжий зеб арабских торговцев, каждый из которых захочет первым выручить хоть что-нибудь за залежалый товар, который вот уже много десятилетий не удалось продать ни одному лоху.

В рамках процитированной аналогии, Трамп сделал counteroffer раз в 20 меньше, чем тот замусоленный  ценник, с которого сонные зловонные ООНные сгоняли скучающих мух последние 50+ лет.

Трамп

Previous post Next post
Up