Судья, мудрый как царь Соломон
Вчера по радио передавали интервью с отставным судьёй
Хараном Файнштейном. Разумеется, по поводу судебного переворота™. Вопреки корпоративной солидарности, судья не набросился с проклятиями на прислужников Биби, которые из кожи вон лезут, чтобы отмазать тирана от тюряги. Вот несколько пунктов, которые запомнились.
- Увольнение юрсоветницы было бы ошибкой: это спровоцирует беспорядки, костры на Аялоне, толпы на Каплане и массу всего другого, чего хотелось бы избежать.
- Принцип seniority, по которому выбирается Президент Верховного суда, порочен и должен быть отменён.
- Порочность этого принципа коренится в том, что именно ПВС назначает коллегию судей ВС по каждому делу. Судья Файнштейн утверждает, что, зная, кого из судей назначили в ту или иную коллегию, он может однозначно предсказать приговор. В частности, если ПВС будет назначать Госкомиссию по расследованию 10/7, исход расследования предсказуем ещё до его начал.
- Нынешний и.о. ПВС, судья Ицхак Амит (на фото), не должен занимать должность ПВС, поскольку он уже публично выступал с политическими заявлениями.
- Правило, по которому ПВС назначает судей в коллегии, - не закон, а всего лишь "принятый порядок". Установлен он был, - вот удивительно-то - Аароном Бараком, человеком, которого можно с полным правом считать отцом нынешнего дедлока в отношениях между юридической системой и законодательной властью (мне показалось, что Файнштейн, упоминая Барака, матерился про себя). До этого судьи назначались в коллегии по жребию. Нет никаких оснований, чтобы не вернуться к прежнему положению вещей.
- К сожалению, Файнштейн не предложил никаких идей, какой компромисс нужен для формирования коллегии по назначению судей.
По этому последнему поводу идея есть уже у меня, и она основана на старинной задаче дележа добычи между двумя разбойниками: "один делит на две части, которые ему кажутся равноценными, а другой выбирает, какую из них возьмёт себе".
- Нынешний состав комиссии по назначению судей остаётся, но в случае назначения судей ВС она не назначает, а лишь отбирает/рекомендует кандидатов в избыточном количестве (можно обсуждать, сколько кандидатов на одно место следует предлагать, и минимум, и максимум).
- Из предложенного списка те судьи, которые будут назначены, определяются голосованием в Кнессете. Процедура этого голосования дебабельна™.
- Полномочия ПВС в рамках функционирования ВС должны быть сведены к минимуму.
Понятно, что такое решение не гарантирует, что комиссия не предложит список кандидатов самого экстремального толка, но поскольку в назначении судей заинтересованы и красные и синие, есть больше надежды на компромиссы. А там уж жеребьёвка справится с ситуацией, когда в ВС одна из сторон имеет перевес в 1-3 голоса.
Последам
Скептический
gkirok (и
не только он)
выразил скепсис касательно предложенной ex cathedra с дивана процедуры назначения судей Верховного Суда, цитируя маловысокообнадёживающий опыт назначения наших Наченштаберов за последние 30 лет.
Я полез
учить матчасть.
Формально НГШ подчиняется Министру Обороны. Назначение НГШ происходит на заседании правительства по согласованной рекомендации Министра обороны и Премьер-министра. Фактически рекомендуемая кандидатура - в 19 случаях из всех 22 назначений НГШ за всю историю - один из двух последних заместителей НГШ. Так что фактически премьер и министр обороны выбирают одного из двух кандидатов, которых сама армейская верхушка выпихнула наверх на должность зам.НГШ, неудачник отправляется в отставку, - другого пути из карьерного тупика у него практически нет. Фактически, никакой третьей возможности выбора армия политикам/правительству не предоставляет.
Интересно посмотреть на
полный список зам.НГШ за всю историю, - кого из них выбрали, а кого отправили в отставку. В последние годы действует неписанное правило: каденция НГШ - 3+1 год (три обязательных, один традиционно добавляется, хоть и не всегда). За эту каденцию в должности ЗНГШ успевают послужить два кандидата, каждый примерно по два года. Красным колером выделен тот из ЗНГШ, который стал-таки НГШ. Деление на ЗНГШ-1 и ЗНГШ-2 ничего не отражает.
НГШЗНГШ-1ЗНГШ-2Амнон Липкин-ШахакШауль МофазМатан ВильнаиШауль МофазУзи ДаянМоше Буги-ЯалонМоше ЯалонГаби АшкеназиДан ХалуцДан ХалуцМоше Каплинский-Габи АшкеназиДан ХарельБенни ГанцБенни ГанцЯир НавеГади АйзенкотГади АйзенкотЯир Голан Авив КохавиАвив КохавиЭйяль ЗамирХерци ха-ЛевиХерци ХалевиАмир Бар-Ам???
Что может сказать диванный аналитик, глядя на такое? Провальные назначения очевидны: Дан Халуц, проебавший Вторую Ливанскую войну, но успевший на ней заработать на бирже, Херци ха-Леви, проебавший Войну 10/7, задним числом становится очевидно, что Моше-Буги Яалон тоже лишь чудом не привёл к катастрофе (судя по тому, насколько сильно он спятил).
Из неназначений: очень повезло, что прокатили Яира Голана и Матана Вильнаи. Жалко, что не назначили Узи Даяна. Как себя проявил Беня Простиганс в должности НГШ, я не знаю, но как политик он мудак полный: всю карьеру пытается усидеть одной жопой на двух стульях, изображая мифического центриста, но вместо этого всякий раз (как минимум, дважды) плюхается в лужу.
Практический вывод. Система "один делит, другой выбирает" в предложенном виде может работать только в предположении, что выбирающий может стукнуть хуем по столу и потребовать принести другое меню. В случае с рестораном это может сработать: клиент хочет жрать, но не готов жрать говно, а трактирщик хочет слупить с клиента деньги, и ему не интересно, если клиент встанет и пойдёт в другое заведение по соседству.
В случае с армией это проблематично, учитывая традицию, что в НГШ можно попасть только через ЗНГШ: блюда из альтернативного меню надо будет готовить пару лет. В случае с судьями ВС "принятые" ограничения гораздо более мягкие: кандидаты могут происходить из разных слоёв (судьи, академия, адвокатура и т.д.), поэтому у бодающихся сторон (прокудейские супротив избранных политиков) опций для компромиссного варианта гораздо больше. Прокудейские, которым кровь из носу нужно пополнить свои ряды, будут вынуждены включать в список номинантов кандидатуры с человеческим лицом.