Последам: ещё о функции распределения После короткого диалога с мистером Валютой mr-numeraire я решил немного добавить объяснений к связи между случайной величиной X: Ω → ℝ и её функцией распределения FX: ℝ → ℝ. ( Повторенье - мать ученья )
"Паскалевский образец" (не знаю точно, что это такое) сегодня плох тем, что там считают что-то, не понимая, что делают, поскольку вещи не называются своими именами.
Такое бывало и не раз на стыке между математикой и физикой: скажем, математическую теорию обобщённых функций построить удалось (а физики как думали и говорили о дельта-функции, понимая под ней плотность точечной массы) и "мистика" ушла, оставив после себя математические теоремы, не оставив никакой поживы философам (как понять, что функция может быть нулём везде, кроме одной точки, а интеграл не равен нулю).
А в квантовой теории поля, насколько я понимаю, все "расчёты" по фейнмановским диаграммам - всё ещё шаманство: делай так-то и так-то, эту бесконечность отбрось, а конечную часть, вываренную по определённым эмпирическим правилам, ты будешь наблюдать в эксперименте на суперколлайдере.
Теорвер сегодня прочно в лиге "теории обобщённых функций:, все вещи можно назвать своими именами и не кривляться, как niktoinikak, психологически истолковывая условные вероятности или бесконечные матожидания.
Я, собственно, и пишу эти наброски в расчёте на то, что люди с технической/инженерной культурой, прочтя их, хлопнут себя по лбу, - "да какого хрена нам голову морочили!".
Понимание теорвера, как я уже писал, даёт большое эволюционное преимущество.
Правда верите, что у вашей целевой аудитории образуется понимание теор.вера? [и проблема не в преподавателе, а в учениках, которые либо не хотят, либо не могут]
И что это понимание автоматически приходит, если все сделать аккуратно и математически-корректно?
По-моему тут больше от человека зависит, кто-то и при нестрогом подходе диких вещей избежит, кто-то и при современном в трех соснах заблудится, причем аппарат современного подхода вполне может стать теми деревьями, за которыми человек-нематематик леса не увидит.
Я, конечно, верю в свои педагогические таланты, но и аудиторию свою отнюдь не идеализирую. То, как я собираюсь рассказывать теорвер (что и как именно), собственно, я и описываю на этих страницах. Они предназначены не для людей, имеющих профессиональную математическую подготовку, а для тех, кто когда-то сталкивался с теорвером и вынес оттуда впечатление, что всё это - какая-то тягомотина про шары, которые раскладывают по урнам. И цель моя - тоже не подготовить страхового агента или офицера ПВО, умеющего рассчитывать сложные процессы, а объяснить в общем-то неглупым людям, чему они учат своих учеников-школьников.
Я очень ценю комменты к этим запискам: и от профессионалов, которые профессионально пользуют теорвер, и от профессоров, которые читали подобный курс студентам разных уровней в университетах, и от тех самых "морских свинок", которые согласятся поделиться со мной своими впечатлениями, насколько им понятно то, что я пишу.
Вы явно не из числа "морских свинок". Если у вас есть опыт преподавания теорвера (у меня до сих пор не было, в связи с чем весь хайп), я очень внимательно прислушаюсь к вашим замечаниям, особенно к указанию того, какие пункты программы вызывали наибольшие трудности у ваших студентов.
Если же у вас такого опыта нет, - то мы с вами в одной лиге, ваше мнение столь же ценно, как и моё, а обмен философскими замечаниями про лес из трёх сосен, который каждая отдельная сосна загораживает, будет чистым суесловием (что-то ко мне привязалось это слово, но оно по крайней мере посконное и заменяет иноземное слово "флуд").
В качестве примера, - значок интеграла, конечно, может вырубить неопытную училку. Но ей всё равно придётся так или иначе рассказывать, что такое интеграл (это входит в программу средней школы нынче), и если он(а) получит дополнительную возможность поупражняться в своём понимании, что такое интеграл, это будет в любом случае только к пользе. То же разумей про комплексную экспоненту: в местной школе проходят формулу "кис" (cis, cosinus + i sinus), но понимание её сводится к вычислению "кисы" от трёх-четырёх углов, соответствующих корням степени 3 и 4 из единицы.
Вообще если мы уж пошли суесловить (ох!), то одна из самых больших бед школьной программы (а может, и университетской) - её compartmentalization. Увидя нечто (формулу, задачу, теорему), нынешний бурсак в первую очередь думает, - а из какого это предмета и какие параграфы какого учебника я должен вспоминать.
Я уж не говорю про связи между математикой и (суперэлементарной, классической) школьной физикой: законы Ньютона отдельно, а производные от синуса и косинуса - отдельно. И они (училки!) в самом деле не понимают, когда я им привожу примеры применения математических теорем в случае, когда в банке сливают горячую и холодную жидкости!!! Теоремы про касательные к окружности - это геометрия, а формулы для центростремительное ускорение - это физика, и не смешивайте их никогда. Интеграл - это площадь под графиком, какие такие вероятности?
Да, мы с вами в одной лиге - оба не вероятностники. Или в разных - преподавание не входит в мои должностные обязанности, так что я этим занимаюсь эпизодически, когда очень надо.
Так что почему бы и не посуесловить?
Преподавать [разные стохастические дисциплины] случалось, и детям, и студентам и взрослым оболтусам, которые решили поучиться на курсах для биржевых спекулянтов. И все проблемы вовсе не в теории вероятностей, а в нежелании учащихся осваивать что-то новое. Преподавал бы бальные танцы - проблемы были бы примерно такие же.
**************************************
У теории вероятностей есть свои собственные, внутренние идеи. Их, по большому счету, и надо изучать в курсе "теория вероятностей для чайников". А интегралы или, более того, теория меры - это сторонний аппарат, который неизбежно возникает в непрерывном случае. Но что принципиально нового дает непрерывный случай в сравнении с дискретным в случае "чайников"? А технических сложностей прибавляет, в итоге получается бег за двумя зайцами - и с теорией вероятностей разобраться, и в интегралах не увязнуть.
Те же "интегралы", что "изучаются" в школе, вообще обычно очищены от всякого математического содержания - с неба спускается таблица производных/первообразных и "правила" дифференцирования/интегрирования. После чего начинаются бессмысленные упражнения на явный поиск первообразных для всяких искусственных функций, которые могут быть легко проинтегрированы.
Ограничились бы многочленами, потратив оставшееся время на разговоры/размышления о математической сути процесса - всяко было бы полезнее. Есть, конечно, люди, для которых техника символьного интегрирования руками самоценна, но даже их стоило бы учить как-то иначе. А для всех прочих есть много намного более полезной для освоения техники, вроде осмысленных операций с рядами, поиска асимптотик и.т.д. Которую, однако, на общефакультетских занятиях на том же мехмате оставляют за бортом, предпочитая онанизм.
"Паскалевский образец" (не знаю точно, что это такое)
Мне кажется, паскалевский подход означает создание (конечного) вероятностного пространства, где все элементарные исходы имеют одинаковую вероятность. Так называемая "классическая вероятность".
Такое бывало и не раз на стыке между математикой и физикой: скажем, математическую теорию обобщённых функций построить удалось (а физики как думали и говорили о дельта-функции, понимая под ней плотность точечной массы) и "мистика" ушла, оставив после себя математические теоремы, не оставив никакой поживы философам (как понять, что функция может быть нулём везде, кроме одной точки, а интеграл не равен нулю).
А в квантовой теории поля, насколько я понимаю, все "расчёты" по фейнмановским диаграммам - всё ещё шаманство: делай так-то и так-то, эту бесконечность отбрось, а конечную часть, вываренную по определённым эмпирическим правилам, ты будешь наблюдать в эксперименте на суперколлайдере.
Теорвер сегодня прочно в лиге "теории обобщённых функций:, все вещи можно назвать своими именами и не кривляться, как niktoinikak, психологически истолковывая условные вероятности или бесконечные матожидания.
Я, собственно, и пишу эти наброски в расчёте на то, что люди с технической/инженерной культурой, прочтя их, хлопнут себя по лбу, - "да какого хрена нам голову морочили!".
Понимание теорвера, как я уже писал, даёт большое эволюционное преимущество.
Reply
И что это понимание автоматически приходит, если все сделать аккуратно и математически-корректно?
По-моему тут больше от человека зависит, кто-то и при нестрогом подходе диких вещей избежит, кто-то и при современном в трех соснах заблудится, причем аппарат современного подхода вполне может стать теми деревьями, за которыми человек-нематематик леса не увидит.
Reply
Я очень ценю комменты к этим запискам: и от профессионалов, которые профессионально пользуют теорвер, и от профессоров, которые читали подобный курс студентам разных уровней в университетах, и от тех самых "морских свинок", которые согласятся поделиться со мной своими впечатлениями, насколько им понятно то, что я пишу.
Вы явно не из числа "морских свинок". Если у вас есть опыт преподавания теорвера (у меня до сих пор не было, в связи с чем весь хайп), я очень внимательно прислушаюсь к вашим замечаниям, особенно к указанию того, какие пункты программы вызывали наибольшие трудности у ваших студентов.
Если же у вас такого опыта нет, - то мы с вами в одной лиге, ваше мнение столь же ценно, как и моё, а обмен философскими замечаниями про лес из трёх сосен, который каждая отдельная сосна загораживает, будет чистым суесловием (что-то ко мне привязалось это слово, но оно по крайней мере посконное и заменяет иноземное слово "флуд").
В качестве примера, - значок интеграла, конечно, может вырубить неопытную училку. Но ей всё равно придётся так или иначе рассказывать, что такое интеграл (это входит в программу средней школы нынче), и если он(а) получит дополнительную возможность поупражняться в своём понимании, что такое интеграл, это будет в любом случае только к пользе. То же разумей про комплексную экспоненту: в местной школе проходят формулу "кис" (cis, cosinus + i sinus), но понимание её сводится к вычислению "кисы" от трёх-четырёх углов, соответствующих корням степени 3 и 4 из единицы.
Вообще если мы уж пошли суесловить (ох!), то одна из самых больших бед школьной программы (а может, и университетской) - её compartmentalization. Увидя нечто (формулу, задачу, теорему), нынешний бурсак в первую очередь думает, - а из какого это предмета и какие параграфы какого учебника я должен вспоминать.
Я уж не говорю про связи между математикой и (суперэлементарной, классической) школьной физикой: законы Ньютона отдельно, а производные от синуса и косинуса - отдельно. И они (училки!) в самом деле не понимают, когда я им привожу примеры применения математических теорем в случае, когда в банке сливают горячую и холодную жидкости!!! Теоремы про касательные к окружности - это геометрия, а формулы для центростремительное ускорение - это физика, и не смешивайте их никогда. Интеграл - это площадь под графиком, какие такие вероятности?
Reply
Так что почему бы и не посуесловить?
Преподавать [разные стохастические дисциплины] случалось, и детям, и студентам и взрослым оболтусам, которые решили поучиться на курсах для биржевых спекулянтов. И все проблемы вовсе не в теории вероятностей, а в нежелании учащихся осваивать что-то новое. Преподавал бы бальные танцы - проблемы были бы примерно такие же.
**************************************
У теории вероятностей есть свои собственные, внутренние идеи. Их, по большому счету, и надо изучать в курсе "теория вероятностей для чайников". А интегралы или, более того, теория меры - это сторонний аппарат, который неизбежно возникает в непрерывном случае. Но что принципиально нового дает непрерывный случай в сравнении с дискретным в случае "чайников"? А технических сложностей прибавляет, в итоге получается бег за двумя зайцами - и с теорией вероятностей разобраться, и в интегралах не увязнуть.
Те же "интегралы", что "изучаются" в школе, вообще обычно очищены от всякого математического содержания - с неба спускается таблица производных/первообразных и "правила" дифференцирования/интегрирования. После чего начинаются бессмысленные упражнения на явный поиск первообразных для всяких искусственных функций, которые могут быть легко проинтегрированы.
Ограничились бы многочленами, потратив оставшееся время на разговоры/размышления о математической сути процесса - всяко было бы полезнее. Есть, конечно, люди, для которых техника символьного интегрирования руками самоценна, но даже их стоило бы учить как-то иначе. А для всех прочих есть много намного более полезной для освоения техники, вроде осмысленных операций с рядами, поиска асимптотик и.т.д. Которую, однако, на общефакультетских занятиях на том же мехмате оставляют за бортом, предпочитая онанизм.
Reply
"Паскалевский образец" (не знаю точно, что это такое)
Мне кажется, паскалевский подход означает создание (конечного) вероятностного пространства, где все элементарные исходы имеют одинаковую вероятность. Так называемая "классическая вероятность".
Reply
Там получим любое неравномерное дискретное распределение.
Паскалевский - в духе тех наивных упражнений, которые практиковали молодые повесы 17-го века, желая разобраться в тонкостях азартных игр.
Reply
Leave a comment