Орлиным взором озирая**

May 06, 2024 16:42


Pacta servanda sunt
Если военный говорит "да", это значит "да". Если военный говорит "нет", это значит "нет". Если военный говорит "может быть" - это не военный.

Если девушка говорит "нет", это значит "может быть". Если девушка говорит "может быть", это значит "да". Если девушка говорит "да" - это не девушка.

Если дипломат говорит "да", это означает "может быть". Если дипломат говорит "может быть", это значит "нет". Если дипломат говорит "нет" - это не дипломат.

А. А. Громыко, "Мемуары".

Поскольку нам за минувший месяц про...али всю плешь предсказаниями о том, каким будет [Спойлер] (никаким) договор с Хамасом об освобождении заложников, есть смысл посмотреть, что за товар лежит на прилавке и кто за чем пришёл на базар. Под сукном - несколько общих соображений о том, что такое договоры о перемирии.

Есть договоры, которые закрепляют статус кво по итогам войн, когда у беллигерентов больше нет сил или намерений продолжать военные действия (например, одна из сторон достигла своей цели, как союзники во ВМВ или Израиль в Шестидневную войну). Цель таких договоров - зафиксировать "новую реальность", при этом каждая из сторон хочет выговорить себе максимум преимуществ таким образом, чтобы на это согласилась вторая сторона. Самый простой способ сделать это - двусмысленность и целенаправленная нечёткость. Резолюция 242 ООН, фиксирующая перемирие после Шестидневной войны - типичный пример. В тексте резолюции Израилю предписывается (а Израиль, подписав, соглашается) отступить с "территорий, захваченных в войне". Ключевой пункт здесь - отсутствие определённого артикля the перед occupied territories в английском (определяющем) варианте текста. Наличие артикля the подразумевало бы отступление со всех захваченных территорий, включая Восточный Иерусалим и Старый Город с Храмовой Горой (фокальная точка иудаизма), поселения Гуш Эцион, которые были еврейскими ещё до Войны за Независимость и пали в процессе войны (тот случай, когда Израиль, несомненно, "отвоевал своё") и т.д. На такое Израиль не мог бы пойти по целому ряду причин. Но готовность уйти с бо́льшей части Иудеи и Самарии в обмен на полноценный мирный договор с арабскими странами была в 1967 году совершенно общим местом в израильской политике. С другой стороны, идея легитимизации еврейского присутствия в Эрец Исраэль была абсолютным табу. Сразу после войны в Хартуме собралась Арабская лига и недвусмысленно ответила "нет" на три ключевых вопроса (нет мира с Израилем, никакого признания Израиля, никаких переговоров с ним). Соответственно, никакого согласованного раздела захваченных территорий ожидать было нельзя. А миротворить ООНанистам положено по долгу службы. В результате чего обе стороны согласились на текст договора, который ещё до момента подписания каждая из них могла трактовать по-своему и взаимоисключающим образом.

Зачем нужно такое недоразумение? Во-первых, тогда ещё была какая-то иллюзия, что каждый брак должен быть скреплён ООНовским попом договор должен быть освящен камланием в ООН. Во-вторых, де-факто резолюцию никто не собирался нарушать: это была чистая blame game, арабам удобно было сваливать всю вину за несоблюдение договора на Израиль, а Израиль с негодованием утверждал, что все положения резолюции он выполнил, а судьба конкретных захваченных/освобождённых территорий должна решаться конкретными двусторонними переговорами. Как выяснилось после 15-летнего бодания, стратегия Израиля пусть чудом, но сработала: договор о мире с Египтом в Кэмп-Дэвиде подписан был исключительно в рамках такого подхода (история братания с Иорданией чуть более запутана и напоминает историю Протесилая в начале осады Трои). Резюмируем: запрограммированная двусмысленность текста резолюции сработала потому, что ни у кого не было реальных намерений нарушить фактический статус-кво.

Fast forward в наши дни, предполагаемый договор с Хамасом. Всё меняется очень быстро, за считанные часы, поэтому написанное запросто может устареть к вечеру, но всё же. Какие цели текущей войны стороны преследуют сейчас, когда примерно 3/4 сектора Газы находятся под "оперативным контролем" Израиля? У Израиля таких целей две: ликвидация власти Хамаса в Газе и возврат заложников. Что в точности означает "ликвидация власти Хамаса" - непонятно. Это как с люстрацией компартии после развала СССР. В любой власти, которая будет в Газе, на нижних уровнях останутся люди, которые если и не были формальными членами Хамаса, то во всяком случае сотрудничали с ним и симпатизировали ему, это надо понимать. Реально можно рассчитывать на какие-то декларативные шаги: "новая власть" объявит о своём неприятии политики и идеологии Хамаса, если получится арестовать или убить главных хамасовских военных преступников, - замечательно (но не очень вероятно). Возврат заложников - тоже не бинарный признак: если их будут освобождать силой, то наверняка кто-то, возможно, многие или почти все, погибнут. Это больно, правительство будут поливать из всех говномётов, но это практически запрограммировано с самого первого дня 10/7.

У Хамаса сейчас одна цель - выжить, сохраниться, в частности, не дать Израилю возможности сделать ни один декларативный шаг из перечисленных. Неважно, сколько боевиков Хамаса ликвидировали и ещё ликвидируют, - арабская матка отмобилизована ещё Арафатом и вскормлена грудью UNRWA. Потери среди мирного населения, даже наоборот, идут на пользу: чем больше "гражданских" палестинцев погибнет, тем меньше ртов надо будет кормить (и затыкать) потом и тем громче будет международный вой с требованием остановить израильский геноцид.

Я исхожу из (не доказанного пока) предположения, что ЦАХАЛь сможет в Рафиахе примерно повторить то, что было уже сделано в Газе и её пригородах и в Хан Юнисе: с минимальными потерями (и своими, и "гражданских палестинцев") подавить способность Хамаса к организованному военному сопротивлению. Это вроде бы и называется на военном жаргоне оперативный контроль. Когда первый раз наши "брали" больницу Шифа, это была сложная и долгая военная операция, основным результатом была эвакуация медицинского персонала и гражданских с поверхности. Подавляющему большинству хамасовцев тогда удалось уйти по туннелям, да и те целиком захватить и прочистить не удалось. А вот во второй раз, когда осмелевшие хамасовцы вернулись в свои почти не повреждённые подземные офисы, ЦАХАЛь за 15 минут совершил бросок до Шифы и выковырнул очень много этих подземных червей. Конечно, какие-то изолированные группы вооружённых бандитов в штатском ещё долго смогут прятаться по подвалам, но не видно причин, почему нельзя будет довести уровень террористической деятельности до того, что мы имеем в Иудее и Самарии.*

Если это предположение справедливо, то единственным моментом, сдерживающим сейчас Израиль от захвата Рафиаха, являются жизни заложников в руках Хамаса. Это оставляет Хамасу единственную стратегию:
  1. Согласиться на выдачу заложников, сколько бы террористов не потребовать взамен и сколько бы дней тишины не получить взамен, если договор не включает "полное прекращение войны и вывод израильских войск" - временная отсрочка: даже если Израиль соблюдёт её полностью, по окончании Хамасу всё равно сделают кирдык. С другой стороны, никакие обязательства, вынужденно данные террористической организации, не могут обязывать Израиль; любое "международное мнение" в этом месте пойдёт нахуй, с бандитами не договариваются ровно потому, что никакие их обязательства не гарантированы. Что отдал, то отдал, что не отдал, пока твоё. С этим связаны все переговоры о том, в каком порядке козыри двух сторон выкладываются на стол. Хамас на это не пойдёт**.
  2. Отказаться от переговоров и удерживать заложников - тоже плохая идея для Хамаса. Это развязывает руки Израилю, главным образом в отношении внутреннего общественного мнения, выталкивает всех посредников (существенны только американцы) в двери и даёт сигнал к началу военной операции в Рафиахе, что (предположительно) будет концом Хамаса.
  3. Затягивать переговоры до бесконечности в расчёте на то, что возможно что-нибудь изменится. Что может измениться? Перед выборами американцы усилят давление на Израиль с требованием заключить договор любой ценой, читай - де-факто отказа от штурма Рафиаха и демонстративных шагов, знаменующих конец власти Хамаса в Газе. Надежд на это немного (на такой отказ может в Израиле пойти только правительство самоубийц), но обе другие стратегии заведомо не сработают.  
Сейчас мы наблюдаем танец со швабрами: Хамас намекает, что-де он может и подписать договор, если в нём "будут более чётко прописаны гарантии окончания военных действий со стороны Израиля". Израиль, со своей стороны, не подпишет никакого текста, оставляющего хоть малейшую лазейку для окончания войны без свержения власти Хамаса. Даже сохранение статус-кво (Рафиах в руках Хамаса, остальная Газа под оперативным контролем Израиля) позволит Хамасу декларировать победу над Израилем (совершенно справедливо), с сохранением канала снабжения через туннели под египетской границей и потоком "мирного" населения между Рафиахом и остальной Газой, который легко разнесёт хамасовские метастазы по всей территории.

Это будет подобно курсу антибиотика, который прервали в тот момент, когда упала температура, а не после положенных 5-7 дней. Зараза в организме останется, хоть и в меньших количествах, но зато она приобретёт иммунитет к (данному) антибиотику, и в неизбежный следующий раз всё повторится, но будет гораздо хуже.

Мой знакомый за чашкой кофе высказал в качестве гипотезы вариант американского калюжена с Хамасом: подручные Блинкинда могут попытаться уговорить Хамас подписать договор о возврате заложников без явного упоминания прекращения военных действий и полного вывода израильских войск из Газы, но с устным обещанием не позволить Израилю штурмовать Рафиах и прикончить Хамас. Есть у американцев рычаги для такого давления? Common wisdom говорит, - конечно, есть: вот прямо сегодня какие-то онанимы слили инфу, дескать, дед Дементий затормозил поставку вооружений Израилю. Помимо стандартных сомнений по поводу онанимных сливов, надо понимать, что Америка (особенно предвыборная Америка) далеко не монолитна, и для деда Дементия пойти на такой шаг, - расстегнуть ширинку против ветра™, - риск, что этот шаг ему отольётся™ сильнее, велик и непредсказуем. Но рассчитывать на продуманную стратегию американской администрации и Госдепа не стоит, может, не только расстегнёт...

Резюмирую. В отличие от дипломатической головоломки 1967 года задача сочинителей договора "Хамас-Израиль" практически неразрешима. У Израиля есть силы (вроде бы) и возможности (по всей видимости) для односторонних действий. Американские действия направленные на сдерживание ближайших шагов (штурма Рафиаха главным образом) ограничены многими факторами. Если добавить к этим факторам арабскую "поддержку" (скажем, вчерашний миномётный обстрел из Рафиаха, когда погибли трое израильских караульных солдата), можно считать это направление достаточно прикрытым. У Хамаса, в свою очередь, есть только один односторонний шаг, - начать убивать заложников под камеру по одному, требуя отвода израильских войск. Но после ДАЕШ/ИГИЛа такая стратегия для Хамаса будет самоубийственной.

Короче. Соглашения по обмену пленников не будет, поскольку оно в принципе не возможно, сколько бы не бесновались капланисты. Это понимает даже простиганс: если его подпись будет на договоре о капитуляции Израиля, никакая политическая карьера ему не светит. Вопрос только в том, сколько времени нынешнее говно будет болтаться в проруби...
____________________

* Главный залог успеха борьбы с арабским террором - действия Шабака. По договорам Осло Израиль вывел с территорий "А" все армейские базы и убрал блокпосты, тем самым "минимизировав трения между палестинцами и оккупационной армией". В частности, вся деятельность Шабака на этих территориях была свёрнута, агенты законсервированы, информация in real time перестала поступать. И вот почему.

Агенту Шабака надо периодически встречаться со своими информаторами (несчастные люди, завербованные самыми грязными методами, очень часто - преступники или сексуальные девианты, которых ждала бы верная смерть, узнай об их делах односельчане и даже их семьи). Как это делать, не по емайлу же? Ответ: на блокпостах останавливают все палестинские машины, досматривают, проверяют документы, некоторых задерживают для допроса, когда короткого, когда более долгого. И никому нет дела до того, что информанта Шабака "допрашивает" его куратор, получая тем самым сведения, не подвергая подозрению своего агента. Или, скажем, ночной рейд пограничной стражи, когда задерживают на день-два а потом отпускают несколько местных жителей "по подозрению". Тот же сценарий.

Когда началась "Интифада аль-Акса", террористы-самоубийцы стали главным бичом: при отсутствии развединформации никакая система заслонов на дорогах или охранников перед магазинами и кабаками не может предотвратить теракт с многочисленными жертвами. Ситуация изменилась только после военной операции "Хомат маген" ("Защитная стена"), когда армейские подразделения были введены в Иудею и Самарию и восстановили систему блок-постов на дорогах. Вместе с этим ШАБАК восстановил свою агентурную сеть и через некоторое время теракты, требовавшие длительной "домашней" подготовки и сложной логистики по доставке самоубийцы в Израиль, сошли на нет.

** Фото орла коршуна, летящего вольным орлом, порвавшим бечеву - от птичьего Родена amigofriend.

война

Previous post Next post
Up