Звезда и Смерть Алексея Навального Вопрос о том, кой чёрт понёс его на эту галеру в применении к Навальному регулярно обсуждался у нас дома за семейным ужином, после того как Главцензор и Главред вдоволь пошароёбились в течение дня по интернет-помойкам (каждый по своим излюбленным). ГЦ считала возвращение из Германии в Москву глупостью и, хуже того, предательством интересов любящей семьи, которая поддерживала Алексея в самые критические моменты. Я, соглашаясь в основном™ (кто ж будет спорить с цензором всерьёз?), бубнил что-то про азарт битвы и адреналин, не позволяющий бросить карты на стол, в основном вспоминая другого хорошо знакомого мне картёжника. Ещё можно было бы вспомнить ходившую тогда по интернету теорию, рационализировавшую поведение Навального: дескать, оставаясь на воле в Германии или ещё где в Европе, он становился отличной мишенью для разных петровых и бошировых: ткнули зонтиком в спину, упал и умер. А в путинской тюрьме, как гласила теория, его конечно будут травить, но зато свалить его смерть на неизвестные обстоятельства (мало ли кто в Германии чего мог сделать) будет невозможно, и там Навальный якобы будет в большей безопасности, при этом не сходя полностью с ринга. Что могло бы выглядеть как endgame в подобной стратегии - сказать трудно. Из Навального скорее всего получился бы плохой президент, особенно учитывая прогнившую напрочь натуру российского чиновничества (а строить систему управления из восторженных дилетантов - гарантированный способ угробить все остатки государства, можно "лихие девяностые" вспомнить). Насколько я помню (молод ещё был тогда) древнеримскую систему сдержек и противовесов среди магистратов, наверное ему больше всего подходила бы должность народного трибуна (tribunus plebi). Это не должность генпрокурора, ответственного за соблюдение законов (тому нужно быть очень хорошим юристом, по возможности без политических пристрастий), а именно должность публичного защитника прав населения, противостоящего коррумпированному классу госчиновников. Собственно, нужен был бы тот же ФБК, только с государственными гарантиями независимости и свободы собственных расследований, которые по требованию трибуна можно было бы передавать в прокуратуру.
Но увы, вопрос о будущем месте Навального в Светлой России Будущего отпал (он, скорее всего не стоял и раньше в связи с химерностью СРБ, но со смертью Алексея уж точно больше его нет смысла обсуждать).
Как всегда, что́ именно произошло в Харпе (лагерь, где Навальный умер), мы будем ещё долго гадать. Если власти не врут и Навальный в самом деле умер от тромба, у них не будет никаких опасений допустить любых независимых экспертов участвовать во вскрытии. Если же, наоборот, всё покатится по привычным рельсам "У нас есть инструкции и правила, кто́ должен проводить вскрытие, и никакие не предусмотренные процедурой носы там ничего вынюхивать не будут!" - скорее всего, Навальному помогли умереть. После официального вердикта тело даже могут выдать жене для похорон (а могут и не выдать - Навальный же был признан как экстремист, почти террорист, а таких хоронят втайне и место захоронения не разглашают). И даже если после этого какая-нибудь повторная экспертиза обнаружит, что смерть была насильственной, на это власти всегда могут насрать, как уже было с предыдущим отравлением, - мало ли что клеветники скажут, мы верим только своим экспертам, а остальные - нахуй с пляжа! Про спекуляции, как выглядел Навальный на суде накануне и почему "вдруг" Юлю пригласили выступить в Мюнхене, писать бессмысленно, это как попытки увидеть на карте звёздного неба настоящую медведицу. Тромб действительно может убить мгновенно, а давать Навальному утром и вечером blood thinners, драматически уменьшающие риск, точно никто не собирался.
Главцензор не была бы прославленной писательницей, если б не предложила ультимативно конспирологическую версию (берегись конкурентов, Дюма-пэр!). Уж непонятно, почему, Путин (разумеется, не сам, а через шестёрок) предложил Навальному сделку: ты скоропостижно умрёшь в тюрьме от правдоподобной причины, но через какое-то время в Берлине или где-нибудь ещё приземлится человек примерно твоего возраста и роста, но внешне почти непохожий, и его встретит там красавица-блондинка, которая выйдет за него замуж. Условие - никто и никогда не услышит больше ничего про Навального, ни до выборов, ни после. Non-person, помер Максим. И не в твоих интересах нарушать тишину: вспомни судьбу "покойного" бабченки, перемазавшегося свиной кровью и навозом. Ты ведь не хочешь помереть в своей постели с такими ярлыками?
Но скорее всего, конечно, всё проще и страшнее. Даже если тромб оторвался сам, без помощи доктора [кого? чьего?] мясников и профессора мухляровского, режим таки избавился от азартного, талантливого и харизматичного бойца, обладавшего железной волей, хоть и недооценившего монстра, с которым он сражался. Он был последователен, и дай бог, чтобы его смерть приблизила хоть на день падение Мордора (безотносительно того, что восстанет на руинах).