Самец праччччки в жанре мемуаристики
Сразу -
цитата:
❝Сам я с Березовским лично знаком не был, но общих знакомых было много, и к облику «талантливого математика, который в 90-х занялся бизнесом» должен добавить некоторое уточнение.
Основное, что интересовало Березовского, были деньги и бабы. Он женился на дочке (эээ, цитирую по памяти - доктора наук, завлаба), и сотрудники всей лабораторией писали ему кандидатскую, пока он занимался тем, что спекулировал ВАЗами. В основном - кидал знакомых, например, у одного коллеги занял аккумулятор от Жигуля и так до конца жизни и не отдал, несмотря на многочисленные напоминания, хотя и был потом фактическим владельцем ВАЗа.
После успешной защиты кандидатской он женился на внучке директора института, академика, стал завлабом, сотрудники которой и написали ему докторскую.
Помимо подготовки докторской сотрудники занимались еще одним видом работы, которую один из бывших сотрудников той лаборатории охарактеризовал так: «Писали за деньги диссертации оленеводам».❞
Да, деньги и бабы Борю действительно интересовали всю жизнь. Но всё, что дальше - пиздёж в каждом слове. Нина, первая борина жена, не была ничьей "дочкой", уж точно не его завлаба, сурового полковника, ветерана Отечественной войны
Эдуарда Анатольевича Трахтенгерца, (про докторскую степень бориного тестя я тоже ни от кого не слышал). Хоть Боря и ходил налево, Нину, мать двух его старших дочек, он по-своему вполне честно и искренне любил. Никакой внучки академика, директора Института в природе вообще не было (первых бориных жён я знал очень хорошо, как можно догадаться).
Про диссертации и "науку".
Никакие сотрудники Боре кандидатскую не писали - с какого бодуна всей лабораторией ублажать какого-то м.н.с.а?. Более того, эта диссертация была написана по итогам едва ли не единственной статьи, в которой у Бори не было соавторов. Там была обсчитана некая конкретная задача из теории массового обслуживания, и буквально перед самой защитой кто-то обнаружил ошибку в расчётах - окончательная формула, основной результат диссертации, оказалась неверной! (ошибка, конечно, заделывалась одним движением карандаша, но всё же какой конфуз!) Боря, глотая флаконами корвалол, отбыл свой номер, никто ничего не сказал, а количество "чёрных шаров" можно было заранее предсказать, зная, кто из членов Совета пришёл, а кто не пришёл на защиту.
После защиты бориной "тематикой" стала "
многокритериальная оптимизация". Это такая довольно псевдоматематическая теория, в которой критриев два или больше, поэтому сравнивать между собой можно не любые варианты. Грубо говоря, варианты "здоровый, но бедный" и "больной, но богатый" несравнимы, сравнение (в очевидную сторону) может быть только "бедным и больным" и "здоровым и богатым" (это называется "Парето-оптимальность"). "Наука" состоит в том, как наиболее эффективным образом отбрасывать "заведомо неоптимальные" варианты и, наоборот, пытаться как-нибудь сузить выбор среди несравнимых вариантов. Любой конструктор понимает подобные проблемы нутром, - на каждом шагу надо искать компромисс между устойчивостью и управляемостью, бронезащитой и мобильностью, комфортом и безопасностью. Ничем кроме как "экспертным опросом" такие вопросы не решить, - в зависимости от того, что проектирует конструктор из "стандартного ЛЕГО", банка конкретных решений, которые надо ещё подкрутить, чтобы какие-то из них были совместимы друг с другом.
Борина докторская (по техническим наукам) была ровно про принципы построения подобных систем автоматического проектирования. Заметим в сторону, что подавляющее число докторских диссертаций по "техническим наукам" (д.т.н. - "доктор тех ещё наук", как говаривали борины подчинённые) были в принципе "генеральского типа": заведующий лабораторией подшивал в одну стопку конкретные разработки своих сотрудников (например, изучение многокритериальных отношений порядка, заданных многогранными конусами, или задачу "разборчивой невесты", которую выбирают не по одному, а по нескольким критериям). Все эти менее- или более- содержательные с математической точки зрения аспекты Боря подавал как ключевые блоки построения будущей САПР (Системы Автоматического Проектирования), которая должна была бы, в случае её создания, сделать работу, скажем, автоконструктора чем-то типа игры складывания пасьянса. Начинаешь мышкой кликать на номенклатуру building blocks автомобиля (мотор, кузов, трансмиссия, ... хер знает что там у меня под капотом), а компьютер на каждом следующем шаге сокращает тебе до обозримого числа выбор блоков, совместимых с предыдущим выбором и "не плохие" (раздельно) в том смысле, что все заведомо худшие варианты убираются со стола. В результате в конце процесса получается заведомо реализуемый вариант, и "улучшить" его можно только при помощи компромисса: хочешь улучшить эту характеристику - ухудши вот эту. Борин "кирпич" (страниц 500 машинописи) содержал ровно это: конкретные описания конкретных "решённых задач" и "обобщающую" маниловщину про то, как всё это потом запихнуть в терем-теремок.
Я хоть и не был формально сотрудником в бориной лабе, но сидел за тамошними свободными столами в компании старых университетских друганов и не мог удержаться от соучастия в cosa nostra. Лично моему перу принадлежал маленький параграф о "методах неразрушающего контроля", которые должны были бы в пределе использоваться для тестирования отобранных вариантов. Если кому из коллег интересны подробности, - то вот они. Есть (известная с середины 20 века) теорема Рэлея-Куранта-Фишера, которая устанавливает неравенства между n собственными числами положительно определённой квадратичной формы и (n-1) собственным числом её сужения (ограничения) на линейное гипер-подпространство. Неравенства предельно простые: собственные числа сужения "перемежают" собственные числа исходной формы. В бесконечномерном пространстве и n, и n-1 - бесконечности, но глядя на начальный отрезок спектра (скажем, лапласиана), можно сразу сказать, где - исходная форма, а где сужение. Условно говоря, если мы берём колокол и трахнем по нему так, что пошла трещина, то размерность пространства состояний вырастет, и, слушая обертоны целого и треснутого колоколов, можно "услышать", есть трещина или нет. Вся эта наука содержится в одном предложении из учебника Арнольда, а мой вклад был, - развернуть это предложение в небольшой параграф, описывающий принципы работы одной из подсистем грядущей Великой Системы САПР-Автоваз. В этом параграфе не было ни строчки плагиата, ни одного неверного утверждения. Даже ссылка была на учебник.
Стыдно ли мне сегодня за эти несколько страниц? Да нихуя, ничуть не более, чем мне должно быть стыдно за свои популизаторские тексты в "ХВ" под тэгом "математика". Разумеется, не я изобрёл акустический метод неразрушающего контроля. Разумеется, я знал, что специалисты понимают, как по акустическому спектру отличить дребезнутый кожух мотора от цельного. Но что я точно знаю - ни один из надутых мудаков, членов учёного совета, и понятия не имел, как и почему это работает. С точки зрения к.п.д., популяризация математики в "ХВ" несомненно более эффективна, но почему бы и надутым мудакам не узнать чего-нибудь полезного? Впрочем, ни один из них "кирпич" даже не открывал дальше титульного листа.
Спустя 40+ лет понятно, что идея была совершенно утопичная: все конструкторские АРМ (автоматизированные рабочие места) и близко не подходят к намеченной цели. Но если за прожектёрство можно было получить докторскую степень и стать большим академическим начальником ("есть общий принцип, разработаны отдельные блоки-подсистемы, дайте мне академический институт, и я вам за 10 лет сделаю чудо-продукт") - дурак был тот, кто бы не наклонился и не поднял бы. Но события стали развиваться в совершенно ином направлении, маниловщина вышла из моды и наоборот, рабочие шашни с "базовым предприятием" АвтоВАЗ, где всё это предполагалось "внедрить" стали прямой материальной ценностью.
Диссертации "оленеводам" никогда не писались за деньги. Боря чтил Уголовный кодекс© и гонорар
выплачивался "борзыми щенками".
А уж аккумулятор для "Жигулей" (эпизод, про который я раньше не слышал) пробил меня на гомерический хохот. Я легко себе представляю эту сцену, - Боре срочно куда-то поехать, а аккумулятор сдох. Купить новый? Х-х-хех, поздний СССР, вы ещё помните, как там "доставали" всё, от кирпичей и до запчастей? Боря садится на телефон и за час-другой "вызванивает" знакомого, у которого есть аккумулятор, то ли запасной, то ли ещё какой. "Славик, можно тебя попросить подбросить мне аккумулятор? Мне завтра ехать в Тольятти..." Дело сделано, поездка успешна, Боря вертится ещё более быстрой юлой, - и тут звонит Славик, - мол, Боря, верни аккумулятор! А Боре сегодня вечером надо ещё куда-нибудь ехать... "Славик, давая я тебе деньгами отдам, по "чёрной" цене. - Да ты смеёшься? мне аккумулятор нужен, а не деньги. - Подожди, в следующий раз из Тольятти привезу. - Ну смотри, не забудь!" Разумеется, забыл. У Бори там дела были на многие миллионы, а тут ещё про какой-то аккумулятор помнить... И так год за годом, - на каком-нибудь приёме в Логовазе из ниоткуда возникает Славик, подходит к Боре, берёт его за пуговицу, - "Ну, и где мой аккумулятор?"... Или паче того звонит с тем же вопросом в Лондон.
Недавно мой ближайший друг, работавший с Борей с первых дней бориной карьеры в ИПУ, опубликовал
прекрасные воспоминания. Желающие могут перепроверить мою версию, прочтя мемуары Лёвушки Кемпнера. Что, сцуко, характерно, - на
home page лаборатории, в которой Боря трудился все те годы, пока не обзавёлся собственным "сектором" (подразделение ниже рангом) борино имя вообще не упоминается. Nonperson. Хотя и Трах, и Валя Лебедев всегда были очень порядочными людьми. Но времена нынче не те, чтобы прошлое поминать и не опасаться за глаз. Sic transit gloria mundi.
Для завершения картины надо бы отдать должное мемуаристу, имевшему много общих знакомых с Аццким Сотоной™ Березовским. Это не прохиндей какой, а настоящий учёный, честный д.ф.-м.н., завкафедрой, примерный семьянин, чей
вклад в науку общеизвестен и вызывает уважение. Собственно, самец "праччччки"
uborshizzza, Андрей-не-еврей,
вываливающий мусорное ведро на голову своим соседям по подъезду.