IHS и прочыя

Mar 20, 2008 16:52




Это вариант весьма распространенной в католичестве, но оттого не менее загадочной надпись.

"Дейли Ньюс" в 1887 году писала, например: "монограммы IHS и ХР, которые сейчас можно так часто видеть в наших церквях, являются довольно загадочным знаком для прихожан".

Известно, что знак имеет греческое происхождение, будучи первыми тремя буквами в греческом варианте имени Иисус: 
IHSous (IHSus, IHCuc - Купер).

Упоминается как христианская монограмма в работе гр. Уварова среди других монограмм Христа (Z; IH; IHV; IC XC). Но сколько-нибудь серьезного символического значения не обнаруживает, в отличие, например, от классических Хи-Ро- и Рах-монограмм.

По мнению Дж.Купера, это сокращение - символ Диониса с неизвестным значением, возможно, ритуальное восклицание "Iacchos". Им также предполагается, что знак мог возникнуть как аббревиатура (латинских??!!) выражений "In hoc signo", "In hac salus".
Основными написаниями имеет варианты IHS и IHC: различие проистекает от разницы в транскрипции греческой сигмы. Достоверно известно, что "эта" стала рассматриваться как "Н" римского алфавита уже к восьмому столетию.

Существует множество "доказательств" и предположений относительно использования этих букв в отправлении религиозного культа. Подобная замена, как и продолжающееся распространение латинизированной версии ее значения, базировалось вовсе не на непонимании греческого языка: буква "Н" была составной частью единой символико-магической формулы.

Широкому распространению этого знака способствовало то обстоятельство, что монограмма чеканилась в IX веке на византийских монетах. 
Поток их хлынул в Европу с возвращающимися крестоносцами. Важность золотой византийской монеты как символического объекта можно заметить хотя бы в том, что со времени Первого крестового похода все золотые круги в геральдике именуют "безантами" или "византинами". Вскоре монограмма стала изображаться с крестом, появившимся из линии над буквами, обозначающей элизию. Продление вертикального штриха буквы "h" вверх дало крест, устоявшийся постепенно и в капитульном начертании монограммы.
Вероятно, что "византийский след" в истории распространения монограммы привел к частому, хотя и ошибочному, соотнесению ее с легендарной фразой "In hoc signo (Vinces)" из знамения императору Константину. Появление этой версии можно отнести ко времени уже после закрепления начертания монограммы с крестом: в противном случае исчезает контекстная связь между победой и крестом.

Другое, также позднее, толкование расшифровывает аббревиатуру как "Ies(o)us Hominum(us) Salvator" - "Иисус - Спаситель Людей (Человечества)".

Но, пожалуй, более всех потрудился в распространении этого знака Бернардин Сиенский (XV в.), которому имя Христа явилось в видении, окруженное огненным сиянием. Уже этого достало для того, чтобы изображение литер на солнце (окруженных языками пламени), стало постоянным атрибутом этого святого. Однако этому святому пришла в голову идея использовать монограмму как зримый символ Бога и объект поклонения в ходе проповедей. Папский престол воспринял такую практику, как своего рода ересь, и Бернардин был вызван в Рим для "испытания". В его ходе Бернардин был оправдан, а монограмма получила "официальный статус". С тех пор символ IHS обнаруживается тысячами на отдельных деталях церковной архитектуры и утвари.

Поклонение Имени Иисуса - частый сюжет западноевропейской церковной и орденской живописи.

У Дж. Холла в качестве примера приведена фреска в Джезу-иезуитской церкви (Риме), где лучи, исходящие от букв, освещают лица ангелов и святых, но низвергают Сатану и пороков из его свиты.
Помимо Бернардина символ IHS, изображенный на сердце, служит атрибутом святых Ансана (303 г.? , Сиена), Терезы и Игнатия Лойолы.
Последний из них, будучи основателем Общества Иисуса, весьма споспешествовал принятию в XV веке иезуитами символа IHS в качестве девиза. При этом изменилось и его толкование: "Jesum Habmus Socium" - "С нами Бог". Часто его изображают на сердце, коронованном тернием - эмблеме иезуитов, известной как Священное Сердце.

Приходится все же признать, что столь широкое распространение изображений этих трех букв во множестве церквей относится к магической традиции, и имеет к процитированным выше латинским изречениям весьма слабое, поверхностное отношение.
Литера "I" -олицетворение вертикали, устойчивости, связанной с образом колонны. Эта последняя, в свою очередь, символизирует прямостоящего, праведного человека: личность, ищущую "баланса", "мудрости", "инициации", etc. Соотносясь с человеком, который находится в гармонии и равновесии, перед лицом тварного мира литера "I" естественно принималась за сокращение имени Иисуса, - архетипического образа человека прямого. Показательно, что в отдельных магических системах буква "I" означает спинной хребет человека.
Буква "Н" (независимо от того, является она греческой или латинской), - знак полярность и даульности жизни. В ней связаны земной плоскостью противоборствующие начала, конфликтующие между собой, но стоящие за каждым феноменом (свет - тьма, добро - зло, ангелы - демоны). При этом, если рассматривать букву "I" в качестве образного представления спинного хребта, то "Н" естественных образом трактуется как утверждают представление энергии иды и пингалы, энергетических каналов, восходящих вверх по спинному хребту волнообразно, наподобие змеи.
Буква "S", в подобном контексте, служит упрощенным изображением змеи, - символом мудрости, обретаемой прямым и праведным человеком, преуспевшим в гармонизации противоборствующих полюсов в своей собственной душе.
По некоторым утверждениям буква "S" на самом деле является графическим выражением непрямого пути к мудрости, который в оккультной традиции иногда носит название "Пути Змеи". При этом "I", служит образом путь к инициации, задающему направление к своей единственной цели. Литера "Н" в таком контексте соотносится либо с двойственным человеком (Homo), либо со стадией андрогинности в развитии человека.
Как мы можем убедиться, рассматриваемый знак имеет чрезвычайно широкий спектр оккультных толкований. Его тесная связь с именем Христа и структурная соотнесенность с микрокосмом делает символ IHS очень "удобном" для магической практики как оберега и амулета стабилизирующего действия.

Помимо собственно буквенной составляющей важную роль играют и крест со "стрелой". Самая простая и очевидная аналогия, возникающая при рассмотрении креста, утвержденного на литере - Голгофа и крестные муки. В таком контексте совершенно естественно и появление трех гвоздей, выложенных наподобие железка стрелы. Однако ситуация не столь проста: крест и стрела знаменуют собой оппозицию жизни и смерти, столь важную для миропонимания средневекового человека. Крест принадлежит жизни вечной и осеняет собой верхнюю половину человеческого существа. Стрела, - жало смерти, направленное в глубины земли. Ее форма, к тому же, поразительно близка фрагменту алхимического знака серы. При рассмотрении астрологических аналогий этой оппозиции мы легко находим противостояние планет Марс и Юпитер, которые "убийца" и "податель жизни" соответственно. Оппозиция между этими двумя планетами выражается и в их символах: символ Марса снабжен характерным острием, в нашем контексте оно опрокинуто и тем самым отягощает "клонит долу" круг духовной жизни. В знаке Юпитера крест материи, напротив, возносит дугой потенциального духа вверх. Непосредственное отношение к астрологии имеет в странах Запада и каббалистическая система, в которой эти две полярности носят название Гебура и Хесед, удерживающие среднюю горизонталь Дерева Сефирот.

Применительно к символической системе масонства важными представляются несколько потенциально возможных толкований данного символа.
1. Двухполюсность и связь с символикой колонны (колонн). Наличие понятий "прямого" и "непрямого пути". Идеографическое соотнесение Литеры "Н" с дверью и опущенной завесой.
2. Связь с символикой, вытекающей из легенды о Хираме: жизнь через смерть, верные и неверные ученики.
3. Включенность в символические спекуляции с тетраграмматоном. Подстановка буквы "шин" дает имя "Иешуа", а "IHS" выступает в роли расшифровки этого центрального элемента символической системы.
4. Стрела и крест выступают также как образы двух Адамов: старого - стрела или кости и нового - крест Христа.

Таким образом, даже при самом приблизительном рассмотрении, мы можем видеть, что христианская трактовка формы, выражаемой буквами "IHS" на самом деле много шире заявляемой. Знак "несет на себе печать той внутренней борьбы, которую должен предпринять праведный, прямой человек для того, чтобы достичь внутренней мудрости" (Ф. Гудман).

WINDOWS XP?

ihs, символика, art, katolik, живопись

Previous post Next post
Up