Оригинал взят у
novayagazeta в
Друзья хунты идут в наступление НТВ ищет и находит врагов России в самых неожиданных местах.
Как только вижу Вику Цыганову в кадре, сразу понимаю: ее опять обидели. Вот и на этот раз пунцовая от негодования певица дает отпор неведомому врагу: «Не надо отрывать от нас куски мяса». Не успела я задуматься над тем, кто же такой кровожадный, как последовал ответ: пятая колонна.
Очередное разоблачение канала НТВ «13 друзей хунты» принимало интересный оборот. До сих пор либеральную интеллигенцию упрекали во всех грехах, кроме одного - каннибализма. Цыганова со своим персональным мясом исправляет досадное упущение, решила я - и ошиблась. Сочинение посвящено теме предательства. Размениваться на мелочи безымянные авторы (выступившие почему-то в самой авторской программе канала «Профессия - репортер») не намерены. На благородном пути их подстерегали немалые трудности. Первая из них - сосчитать до тринадцати. Я, как ни старалась, обнаружила в фильме только восемь предателей. Ну ладно, девять, если учесть мелькнувшее в анонсе лицо Латыниной. А где, спрашивается, еще четыре изменника родины? Ждут продолжения?
Вторая трудность - композиция сочинения. Размах предательства любителей хунты взывает к эпосу. И эпос кое-где просачивается. Главные персонажи оборачиваются былинными богатырями. Взял Андрей Макаревич первый аккорд на Украине - грянул массированный обстрел Луганска. Затянула Диана Арбенина свою песнь там же - каратели снесли пол-Донбасса. Нет сомнений: хунта ждала именно знака от Макаревича с Арбениной, чтобы приступить к антитеррористической операции.
Отдельная творческая удача - образ политолога Белковского. Пухлый, похожий на Пьера Безухова Станислав предстал злодеем шекспировского масштаба. Он призывал американский флот бомбить Крым. Хорошо, что хоть Белковский не поет. А то ведь только бы он ударил по струнам и заголосил, как вражий флот тотчас оккупировал Севастополь.
На Белковском эпос иссякает. Быкову с Шендеровичем достается водевиль. Приехали в Киев на деньги Ходорковского, военных действий не спровоцировали, почитали стишки-миниатюры, ринулись на банкет. Но главная преграда на пути эпоса не они, а отважные эксперты: борец с пятой колонной и собственной речью Сергей Марков; пылкий экономический мыслитель Михаил Делягин; не замеченный прежде в телевизионном патриотизме томный художник Никас Софронов. С их подачи эпос окончательно разрушается мелочностью мотивов. Оказывается, явление Макаревича Украине случилось по крайней нужде. Он перестал получать миллионный грант от государства Российского и подался к хохлам за длинным рублем. А против присоединения Крыма Андрей Вадимович выступил потому, что у него там виноградники, за которые теперь придется платить большие налоги. Да и Арбенина хороша! Оформила детишкам американское гражданство, вот и приходится прислуживать Госдепу.
Всякий раз, когда не оставляющие своих имен в титрах авторы выдают очередное мочилово, впадаю в ступор. Анализировать данные творческие экскременты невозможно из соображений сангигиены. Еще хуже - молчать о том, что составляет сегодня суть ТВ. Новый киселевский стандарт пропаганды ориентируется не на разум, а на подкорку потребителей. Можно, конечно, напомнить, что тот же Макаревич
устроил концерт в украинском городе Святогорске для детей беженцев из Луганска и Донецка, а Быков летал в Киев на собственные деньги, - но кто же из поклонников федеральных каналов этому поверит? Новый стандарт удобен для исполнения - он, как и вера, не нуждается в доказательствах. Даже в «Анатомии протеста» был придуман формальный ход в виде Гиви Таргамадзе, вокруг которого группировался сюжет. Теперь нет смысла в художественных изысканиях. Тот, кто сегодня поет не с нами, тот поет против нас. Был бы человек, а дело найдется. Все затертые чекистские банальности актуализированы призраком грядущей войны.
Невиданный патриотический подъем масс обещает невиданный рост духовности тех же масс. Но вот парадокс: духовность явно не поспевает за патриотизмом. Русская ментальность и рожденная ею великая культура сочувствовала не победителям, но побежденным. Самые тонкие художники, от Чехова до Германа, всегда были на стороне побежденных - жизнью, судьбой, обстоятельствами.
Пятой колонны нет. Она утонула. Оппозиции нет. Болотной нет. А победители все никак не успокоятся, добивая ежедневно, ежечасно своих оппонентов. В аналогичной ситуации Виктор Шкловский, защищая своих друзей-формалистов, говорил: нас трое, а на вашей стороне армия и флот, так чего вы боитесь? Действительно - чего и кого? Но ведь боятся так, как давно не боялись. Впрочем, речь не об этом.
Умная власть, особенно в России, обязана беречь своих внутренних врагов. Уничтожать их по меньшей мере недальновидно. Кого будем клеймить в следующий раз, в очередные критически дни российской истории?
После того как Путин лично выпустил на волю амурских тигров Борю и Кузю, началась невиданная по своим масштабам, в том числе и телевизионным, акция спасения этих животных. Либеральные интеллигенты - такой же исчезающий биологический вид. Чем Быков с Шендеровичем хуже Бори с Кузей? Только одним: популяцию амурских тигров курирует и спасает Владимир Владимирович. А Быкова с Шендеровичем он просто курирует. Почувствуйте разницу так, как ее чувствуют все тринадцать друзей хунты.
Слава ТарощинаОбозреватель «Новой»