Прочла в
HS, а затем и в
русскоязычных новостях YLE, что в Хельсинки на этой неделе открылся русскоязычный камерный театр "TEATR ZA", в котором до конца года можно посмотреть два различных моноспектакля на русском языке с финскими субтитрами.
Решила разведать, что да как... Приехала сегодня вечером на постановку "Идущая за предел" по пьесе современного драматурга Клима и оказалась единственной зрительницей. По этому поводу в театральном буфете, оборудованном в помещении бомбоубежища с сохранившейся надписью "väestonsuoja" в синем треугольнике на оранжевом фоне, мне не досталось даже чая, так как самовар, в котором стоящий за стойкой финн (по совместительству, актер театра Валттери Симонен) пытался разогреть воду, никак не хотел закипать, а в Финляндии, знаете ли, с расписанием строго: сказано, что начало в 19.00, значит так оно и будет. ("У меня было сильное предчувствие, что никто не придет, поэтому слил всю воду," - пояснил мне отлично владеющий русским Валттери).
Согласившись, что не чаем единым, я оказалась в соседней с бомбоубежищем комнатой, где правила бал супруга Симонена, петербургская актриса Елена Спирина. Современный драматург Клим, очевидно, пытался скрестить христианские мотивы в творчестве Достоевского с сюжетными ходами фильмов Дэвида Линча, ибо получилось запутано в лучших традициях "Малхолланд Драйв", но депрессивно и про духовные скрепы. Впрочем, когда я после окончания спектакля высказала свое мнение о депрессивности сюжета, сидевшие в углу Валттери и осветитель/звукооператор (он же режиссер Алексей Янковский) посмотрели на меня неодобрительно и пояснили, что ложное чувство тленности всего сущего посетило меня исключительно по причине собственного одиночества в зале (а также, вероятно, из-за облома с чаепитием - прим xatkaru). Истинный замысел творцов, таким образом, остался для меня тайной. И это несмотря на то, что перед спектаклем Валттери дал мне ознакомиться с биографией современного драматурга Клима, где было сказано, что муза творчества посещала будущего лауреата театральных премий еще в детстве, когда бабушка оставляла его одного в деревенском доме, а он пугался глубины собственного внутреннего мира и бил стекла.
Ну что же, остается только порадоваться, что российская культура в финской столице потихонечку развивается, несмотря на кризис, и пожелать коллективу театра творческих успехов.