В 1988 году вышел триллерный роман Томаса Харриса под названием "Молчание ягнят", рассказывающий об известном всему миру психиатре-серийном убийце Ганнибале Лектере - обладателе незаурядных личностных качеств и интеллекта, людоеда по совместительству, а также о другом серийном убийце по кличке Баффало Билл. Роман получил престижную литературную премию Брэма Стокера, а также был номинирован на World Fantasy Award. Спустя 3 года произведение было экранизировано под тем же названием, завоевав кучу наград. Однако романная первооснова является вовсе не первым появлением Ганнибала Лектера в этом мире. Ещё в 1981 году вышел "Красный дракон", который был экранизирован позже два раза, но такого впечатляющего успеха экранизации не поимели.
А что же сам фильм ? "Молчание ягнят" - это признанный широкой общественностью выдержанный и напряжённый глубокий триллер с отличной актёрской игрой и самой настоящей живой атмосферой, жизнью и продуманной идеологией. И эта глубина, детальность оставляют большое впечатление, как то, что что-то действительно загадочное и реальное. В картине множество намёков и своеобразных интеллектуальных заигрываний, которые включают самого зрителя в расследование текущих событий и рассеивание загадок. Не продержавшийся на экране и двадцати минут Ганнибал Лектер оставляет после каждого своего появления длинный и обширный шлейф загадки и зрелого, выдержанного интеллектуализма, тёмной подавляющей энергетики, инстинктивного прозрения и влечения. Этот персонаж весьма могуч в своём образе, бурлящ для воображения и значителен для таинственного страха.
Казалось бы, сидящий за решёткой уже вот восемь лет в прошлом психиатр, а ныне любитель изысканно приготовленного человеческого мяса со специями, Ганнибал Лектер вовсе и не является главным персонажем этого фильма, но недотранс Баффало Билл затмевается только лишь даже его тенью, похищая невинных девушек для своего финального перевоплощения в женщину. Но именно к Ганнибалу, как к признанному психиатру, обращается с подачи высокого ФБРвца Кроуфорда юная и привлекательная студентка Джоди Фостер для поимки этого чудного малого.
Отброшенный в отказе всеми организациями по смене пола, Баффало Билл пытается выйти из ситуации другим простым и дружественным поводом - пошивом себе нового тела из кожи убиваемых им женщин, который он, собственно, и похищает. ФБР сбивается с пути, ломает палки, бьёт в шаманские бубны, но маньяк не обнаруживается. В помощь вызывается Ганнибал Лектер, который мало того, что шарит в психологии такого рода людей, но и ещё какое-то время назад был врачом этого Билла, фактически зная его реальное имя. Фостер своими рассказами из детства подпирает основы плодотворного и рождающего плюсы для следствия общения с Ганнибалом, выявляя из рук сенаторских для каннибальствующего нехилые бонусы ввиду поддержки поимки вредителя. Много сочной мимики, воспаляющих крупных планов, саспенса разговора с серийным убийцей - Лектер вызывает сравнение со своеобразным монументом извращённой расчётливости, спокойствия и злого умысла/посыла/действия. Баффало Бил же типичный ёбнутый на почве сексуальности человек, что не смог официально поменять пол на женский и теперь пакостничая и образовывая посыл своего перевоплощения некими бабочками, что должны выпорхнуть красотой из куколки (мотив обновления и перевоплощения весьма силён в картине, как прямыми указаниями, так и мелкими деталями), опостылеет невинным девицам.
И всё прекрасно в этой картине. Она как максимум максимума что имеется в наработке качественного триллера. Собственно, часто "Молчание ягнят" и есть весь жанр высокого триллера. Здесь игра, здесь тревога, здесь такое сложное противостояние между громадой во всех смыслах Лектера и хрупкой, фактической студенткой Фостер. Навевает даже мелодраматизацией их отношений: воспоминания, дом, смерть отца. Фостер рассказывает серийному убийце о своих самых тайных странах и, когда он бежал из-под стражи, для неё нападение Лектера кажется грубым и даже невозможным событием как в том случае, когда они стали ближе, чем просто знакомые какие-то люди. Поимка Баффало Билла кажется фоновым меропрятием, впереди которого развивается весь сюжет и действие картины - коммуникация Фостер и Ганнибала.
Ганнибал в общем-то хороший и добрый малый, просто с причудой вкушения мяса людского, да убиения тела людского. Да и Баффало Билл не был бы собой, если бы доктора вовремя сменили ему пол (ах, какие у него кольца и перстни красивые!). Джоди Фостер же будем надеяться, что растеряет в будущем свою провинциальную образность и тянущийся за ней дымок этого, но доктору Чилтону не избежать вкуснейшей трапезы в свою честь и со своим непосредственным участием.