Полумгла / Артём Антонов / 2005

Feb 28, 2012 14:12

Исторический и моральный вопрос по поводу действительных жертв Войны, о тени фашизма, которые вьются до сих пор, не то что постоянно насущен, но, словно давняя ссадина или рана, вымучен и периодически ноет. Германия некоторыми, наверное, видится как наследники в чём-то фашистском, отрицательном и негативном, не просто, а может даже и даже, не в государственной власти, а именно в людях, точнее на них вся ответственность и перекладывается. Но давно уже пора бы примириться с прошлым и начать, как говорят, с чистого листа, не забывая всё-таки этого прошлого, которое служило бы в качестве своеобразного напоминания. Это в итоге понимают жители деревни "Полумгла", к которым прибыли пленные фашисты для строительства военного радиообъекта.

Эта холодная и дремучая военная драма рассказывает о человечности и гуманизме, и о бездушии государственного механизма, для которого события и люди - это лишь отметки на тех или иных бумагах.





Конец Великой Отечественной войны. Солдаты и офицеры в больнице развлекаются просмотром комедийных фильмов. Но вот документальные кадры боевых действий с непосредственным участием фашистов. Младший лейтенант Анохин, испытав на войне все ужасы и потери, находит отчуждение в спиртном и при показе этих кадров не выдерживает и уходит. Он хочет вернуться на фронт и драться дальше за своих погибших товарищей, для чего из больницы сбегает и подделывает документ о годности. Однако бумага не подействовала на ответственного за соответствующие действия чина, даже более - он распознал подделку, но лейтенанта в штрафбат направлять не стал, вместо этого под его началом организовав экспедицию в глубь морозной и далёкой Сибири, в деревню Полумгла для строительства стратегически важного радиообъекта. Только вот одна деталь во всём этом - строительством будут заниматься пленные нацисты, а Анохин готов стрелять в них на месте. Так или иначе, партия прибывает на станцию и здесь-то, наверное, наконец понимает, что попала в самую настоящую глушь, где сугробы глубоки, деревья стоят непроходимыми стенами и русский мороз сжигает холодом. Население деревни сначала с ярким неприятием встречает ворвавшееся к ним войско строительное, с вилами да топорами наперевес, но место дислокации предоставило, да вскоре и согрело замёрзнувших. Так, с течением времени, радиовышка начала потихоньку воздвигаться, а отношения между селянами и фашистами всё больше налаживаться, и вот уже они расселились по домам женщин, которым помогают по хозяйству и, возможно, даже имеют сексуальные контакты. Немного лояльнее стало и командование. Анохин заимел романтическую связь с местной красавицей и под наговором бабки-шепталки бросил пить. Однако под финал картины выясняется, что труд пленных был напрасен - вышка уже не нужна, а приехавший майор просто выполняет указания сверху, исходя из которых фашистов просто "списали".

Неспешный и медлительный фильм с окружающей мерзлотой, где некуда бежать и негде скрыться, да фашисты вовсе и не хотят этого. Полумгла находится так глубоко, что вокруг даже создаётся атмосфера сказочной изолированности определённой. Вот просыпаются и вступают в дело местные наговоры и заговоры, которые излечивают лейтенанта, а хихикающий почтальон на санях, который привозит "похоронки", похож на сказочно-мифического персонажа, под смехом которого скрывается смерть. Общий посыл гуманизма и человечности в общем-то понятен и ясен и, самое главное, персонажи фильма это понимают, но давлеет над всем война и её трагедия. Фашисты убивали русских, русские убивали фашистов, герои показывают друг другу свои семейные фотографии и понимают, что они и не при чём, они лишь исполнители, а не организаторы, как и приехавший майор, на трагической ноте окончивший картину.

Единственное, что меня на всём протяжении раздражало, это актёрская игра и лицо Юрия Тарасова - исполнителя по всей видимости главной роли лейтенанта Анохина. Безвольный, какой-то горбатый, неуравновешенный, забитый, потерянный. Даже на постере его внешнее лицевое отображение не вызывает никакого доверия и притягательности. На мой взгляд, очень слабый, немощный персонаж. В его начинаниях и командование и романтические отношения - какое-то недоразумение. Главными героями в этом фильме являются именно жители деревни и пленённые фашисты, тот же Ганс - не чета, а даже более того, превосходящая образность этого вашего лейтенантика. Странно наблюдать такого нудного одного из главных действующих лиц.

Предфинальная сцена с танцами местных жителей и нацистов с ними только усиливает впечатление будущих трагедий и даже навевает напряжением, обозначая такой резкий переход. Уже во время танцев во всеобщем смехе чувствуется нечто меланхоличное, как-будто герои веселятся последний раз в жизни. Едущий через леса танк только подтверждает это и сулит начало конца. Наконец действия майора, пред которым народ как целое превращается лишь в бесформенное образование, подвластное власти и указаниям, которые именно из простых людей и делают убийц. И пропадающий в этой снова воцарившейся полумгле, уж было вроде рассеявшейся начавшейся дружбой и симпатией некогда заклятых врагов, окрик "товарищ Майор" только говорит об очередном акте постного бумажного ачеловечного правительства, пред которым нет людей и человека, а лишь имена, неприветливо звучащие для русского уха немецкие имена.

Гуманная и человечная драма военных времён о взаимоотношении людей разных наций, отягчаемых ещё и военным противостоянием между собой, из налаживающегося содружества и понимания превращается в один единственный сверхууказанный прочерк, наглядно показывающий, что такое настоящая человеческая реальность и что есть государственное бумажное решение, могущая эту реальность превратить в ужас.








































Военный фильм, Драма, Кинотрагедии, Нацизм и фашизм

Previous post Next post
Up