"Чудо в Сильверкрике" - странный, я бы даже сказал галлюциногенный нуар-рассказ Егора Просвирнина, который я прочитал в "Литературной газете" (7-13 апреля 2010 года, № 13 (6268)).
Сюжет рассказа нижеследующ: двенадцатилетний мальчик Терри - инвалид в отношении хождения, явный параноик, которого преследуют странные навязчивые идеи и взгляды, крайне жестокий по замыслам и в деле во мщении. Он дни и недели напролёт проводит своё время, сидя в инвалидной коляске и один за одним поглощая леденцы "Чармс". Он сидит на обочине грунтовой дороги, его окружает одна только пыль и он искренне верит в то, что весь мир состоит из пыли, за исключением, естественно, его любимых леденцов. Он сидит и дожидается своей матери, которая должна будет отвезти его обратно на ферму. Единственное его занятие и развлечение - смотреть на проносящиеся мимо него машины (их он разделяет на "дневные" и "ночные"). Однажды, уже под темень, мимо него пронесся очередной автомобиль, который впоследствии остановился и из него вылезли двое пьяных гангстеров, за день натворивших кучу преступных делов (убийство, неоконченная кража) и не смогших затем доехать до своего "логова". Именно дорогу до оного (Гаствуд) они и хотели выспросить у параноидального мальчугана. Но тут одного из гангстеров (Роя) осенило и вся сложившаяся ситуация (встреча невесть где мальчика-инвалида) показалась ему знамением. Он захотел исполнить его мечту, его желание, надеясь и уверовав в то, что случившаяся встреча является провидением божьим и спасение мальчика явится спасением самих гангстеров. Но мальчик-параноик Терри пожелал слишком странного и жестокого, собственно, как и он сам - убийства некоего мистера Такера, который оскорблял его мать и даже пытался её изнасиловать. Пьяные, накачавшиеся "скоростью" (наркотиком) гангстеры направляются в Сильверкрик, чтобы исполнить сокровенное желание мальчика...
Терри - тот самый персонаж, сплав тех качеств, которые я люблю. Странность, собственная зацикленность на кажущихся обыденными вещах (слежение день ото дня за проезжающими автомобилями) и явное психическое отклонение и параноидальное состояние (всё сделано из пыли), вкупе с инвалидностью и патологическим поеданием леденцов. Вполне можно предположить, что он ещё является и слабоумным. Подобные маргиналы мне интересны, они привлекают моё внимание. Терри простодушен, доверчив и непосредственен. Он просто любит есть леденцы и смотреть на проезжающие автомобили. Не менее глубинны в своём отчуждении и асоциальности двое циничных гангстеров-наркоманов, не менее психико-патологически увидевших в случайности встречи с Терри знак божий, своё спасение, свою судьбу, которым непременно необходимо следовать. Даже тихий и спящий Сильверкрик кажется городом, в котором живёт всего один человек - мистер Такер, а копы кажутся скорее не какими-то людьми, а чем-то бесплотным, бесформенным явлением.
Странный мир рисует автор, существующий как-будто во сне и являющийся галлюцинацией. История, происходящая в призрачном, выдуманном мире, на каком-то отшибе. Герои не кажутся настоящими, ситуации кажутся бредовыми (не в худших, а именно в лучших смыслах слов, по крайней мере для меня, как для любителя такого рода обстоятельств). Это просто особая эстетика, безысходная и тёмная, патологическая, сквозит каким-то отчаяньем и одновременной простотой. Все герои не являются положительными, но они делают добро по своему.
Не буду писать о финале, который немного смазал общие впечатления, но рассказ замечательный, попадающий в самое пространство моих интересов, моих патологических персонажей и странных обстоятельств/ситуаций. Болезненный мир, не скрывающий своей безысходности. Весьма, как мне кажется, странно, что подобного рода атмосфер и качеств рассказ был напечатан в известной и массово-культурной газете (хотя, правда, в разделе современной прозы).