Джунгария - 2024 (только не спрашивайте, где это)

Oct 07, 2024 12:24


Законы Мерфи в теории и на практике

В 7 вечера остаток группы дисциплинированно собрался в аэропорту. Миша остался покорять просторы УФМС. Леша и Артем должны были по плану вылететь заранее, успешно вылетели и даже куда-то прилетели. Летели они разными рейсами.

Самолет у нас был в 10 вечера, регистрацию пока не открывали.

Позубоскалили на тему Мишиных бюрократических приключений. Аккуратно выведали друг у друга совокупный вес на душу туриста (10 кг еды, общественное снаряжение, железо в ассортименте, спирта явно больше, чем надо).

У Витали новый рюкзак, один в один как у Миши. Тут же прикидываю тысячу и одну шутку с одинаковыми рюкзаками. Когда-нибудь руки дойдут и до них.

Регистрация прошла почти без приключений, лишь Сашу заставили отвязать коврик от рюкзака. Отвязывала она его долго, Виталя пошел ей помогать, и оба пропали на полчаса.

На отсмотре снаряжения где-то после «под горяченькое», но перед самим горяченьким выяснилось, что Артема могут из страны не выпустить. Стоило переварить новость, что на границе мы рискуем остаться без технического лидера, как Виталя скучным голосом сообщил, что его разрешение на выезд - штука тоже пока вероятностная. А между тем помощник замыкающего расправляет сдергивающий шнур и делает много чего еще. Это вам не циферки в бумажке записывать.



Еще ранее МКК, словно капризная барышня, требовала то спутниковую связь (нашли, заставили работать), то взглянуть на Гену лично (то ли их впечатлили 69 лет, то ли наоборот), то воротила нос от Людиной «двойки»: слишком давно была.

А началось все в июне с Мишиного звонка и решительного вопроса, когда я собираюсь брать билет: выяснилось, что билет на Гену куплен без багажа (!) и теперь надо как-то минимизировать траты на сам багаж. В итоге мы с Геной оказались скованы одной цепью, связаны одной целью связаны одним билетом с двойным багажом. Этакое алаверды за ММБ.

Накануне вылета мы с Артемом встречались с Мишей на предмет забора снаряги и планов, помимо экстренного поиска жилья в Алма-Ате на 7 душ. У Миши было одухотворенное лицо человека, которому предстояло совершить то ли чудо, то ли харакири.

В общем, пройдя таможню, сидели мы впятером слегка обалдевшие, с весьма туманными перспективами на ближайшие 2,5 недели и острым желанием засесть не в самолет, а ближайший бар.

Стоило Люде и Витале обзавестись пивом, как у одного за другим начали звонить телефоны: Миша не от всех получил ответ по поводу номеров на время поездки и теперь пытал каждого личным звонком. На третьем звонке родилась шутка про «да, мам, я поел и шапку надел». Отпусти уже нас в Алма-Ату с миром. И догоняй.

Ловись, спутник, большой и маленький

Тест спутниковой связи до вылета прошёл неуспешно. РЭБ… наверное. Лучше это был бы РЭБ, чем санкции.

В алмаатинском дворе девайс спутники тоже не поймал. Поймал в парке, но тут пошел дождь, мы заскочили в автобус, и тестовые сообщения ушли в молоко.

Зато Мишины звонки и сообщения стабильно приходили каждый день. У руководителя нашлась масса дел для группы, которая собиралась (не)культурно провести время в Алма-Ате без него.

Ежедневные звонки растили наши счета за роуминг и уверенность, что Мише одному в Москве скучно. Выдвинули идею подбодрить его, позвонив в 5 утра по местному. Вот каждому по очереди и позвонить.

Первое сообщение успешно дошло на электронную почту координатора аж с ледника Богдановича (да, мы полезли туда без для акклиматизации исключительно в тренировочных целях). А на сотовый не дошло.

Проблема, как водится, выеденного яйца не стоила, всего-то одна неверная цифра.

Брат, владелец спутникового девайса, потом знатно поугорал с наших «тестовых» сообщений, особенно про отгруженные колеса. И не спрашивайте, причем тут колеса и куда их отгружали.

Почетная обязанность писать сообщения на большую землю досталась мне вместе с обязанностями логиста и летописца. Пробовали писать сообщения на кнопочном телефоне в метель? Значит, так: сначала надо бахнуть спирта с бальзамом, чтобы отогрелись пальцы…

Шутка. Писать сообщения надо до «первой», чтобы, во-первых, получить относительно трезвые вводные, а во-вторых, десять раз переспросить по буквам названия перевалов-рек-долин, которые звучат порой… двусмысленно они звучат.

Ругательства в адрес погоды мне писать запретили, люди же прочитают. И «погода - п***ц» (впрочем, могло быть хуже) всех ужасно смутит, а «прошли Койтас» (просто произнесите название вслух несколько раз) - нет.

Часть команды, часть корабля

Из походных должностей две «расстрельные» - руководителя и завхоза. Потому что первый всегда отвечает за все, а второй виноват в любом случае.

Саша опрометчиво согласилась быть завхозом. Составление раскладки прошло, с ее слов, под девизом «Все фигня, переделывай».

В Алма-Ате выяснилось, что в честь задержки с выходом на маршрут куплены не все продукты. Мол, зачем.

А теперь следим за руками: группа в Алма-Ате с лимитом наличности на неопределенный срок и избытком еды, которая на маршрут уже точно не пойдет. Причем какая еда, до конца неясно: Миша в перерывах между штурмами УФМС должен сочинить новый маршрут, а Саша в Алма-Ате - собрать новую раскладку на основе недособранной старой. И не дать сожрать избыток старой раньше времени.

Группа ходила кругами вокруг Саши. Саша героически обороняла предположительно лишние продукты от поползновений, а себя - от головомойки, которую потом мог устроить Миша и устроил. Но тогда он был далеко, а группа вот она, щелкает зубами.

В итоге самыми большими потерями оказались топленое масло и соль. Где искать топленое масло в Талды-Кургане? Правильно, на рынке. Но не в каждой второй палатке. И даже не в каждом павильоне. Вполне возможно, что это была последняя банка во всем Талды-Кургане.

Солнечная знойная Джунгария

Первая же ночевка наглядно продемонстрировала: межсезонье в Джунгарии - это вам не Кавказ летом. У меня оперативно экспроприировали пуховую жилетку на нужды тех, кто не прочитал список личной снаряги и пошел со спальником на глубокий плюс. И без пуховки. Солнечная знойная Джунгария же! Миша так говорил! Раз десять! И Люда кивала! Правда, ходили они тогда на 1000 метров ниже. В программе же этого года значились ледники, где жареных не находили.

Погода последовательно подбросила дождь, дождь с градом, немного ледяного ветра, пару снежинок и заморозки ночью. А на перевале Каскабулак с чистой совестью включила зимнюю метель, и встали мы на этом перевале окапываться на снежную ночевку.

Спасибо Гене за то, что оставил меня в палатке на нашем дежурстве, оно как раз пришлось на метель. Приз за дежурство в самых отстойных условиях честно уходит ему одному.

За ночь намело около полуметра с подветренной стороны. Палатку, стоящую на ледобурах, перекосило, над головой Люды повис куль тяжелого мокрого снега. Дуги выдержали.

Слезали с перевала в погодное окно, позволившее вдоволь полюбоваться глубиной бергов и следами сошедших досок в районе третьей веревки.

Вечером метель повторилась. «Под горяченькое» Гена делился опытом из лыжного похода: сняла одна девочка вечером ботинки и в тамбуре оставила, а утром надеть не смогла…

К следующей ночевке распогодилось и бахнул минус. Соседняя палатка оживленно меряла температуру внутри: надышали на -2.

К утру ботинки, заблаговременно убранные в палатку, встали колом. К горелке я прыгала на одной ноге: вторая в ботинок не лезла. Люда сражалась в палатке со своими ботинками - тщетно.

Обернутый вокруг тела спальник настолько впечатлил Мишу и Виталю, что мне на полном серьезе запретили идти в таком виде дальше на перевал. Похоже, чувство юмора у них в ту ночь тоже слегка подмерзло.

Сполна солнечную знойность Джунгарии я оценила в долине реки Тентексай: поленилась в зеленой зоне мазаться кремом и обгорела (опять).

Не по мОсту, а по мостУ!

- Если не будете выполнять мои указания, то никакого вам спортивного похода третьей категории сложности! - разорялся Миша почем зря.

Ночной перелет не способствует хорошему расположению духа.

Как и новости, ждавшие его по приезду: раскладку распотрошили сильнее дозволенного, топленое масло забыли в Алма-Ате. И регистрации в МЧС нет: в честь государственного праздника послали нас с глаз долой… в горы.

Впрочем, самое интересное ждало впереди.

Перевал Каменный оправдал свое название на подъем, а на спуск коварно подсунул 5 верёвок вместо 2-х.

- Юля, сделай фото, как я сижу, - распорядился Миша с другого конца веревки, устроившись со всеми удобствами на рюкзаке на 25-градусном склоне.

- Угу, только сядь на 30 метров ближе и левее, - пробурчала я, пытаясь найти ракурс между людьми и рюкзаками на станции. Солнце било прямо в объектив.

Перевал Каскабулак отметился 3 бергшрундами на спуск: метра полтора-два перепада высоты, в ширину, ну и глубину сколько-то там. На одном Люда с чувством, толком и расстановкой повисела кверху кошками.

- Что за беда, - флегматично рассуждала часть группы, наблюдавшая шоу снизу. - Режьте веревку, пусть прыгает.

- У меня рюкзак перевесил, я и завалилась, - объясняла потом Люда. - Миша, наверное, поседел, пока меня вытаскивали.

- Надо было сначала на фото заснять, а потом вытаскивать, - сокрушался Виталя, наблюдавший шоу вблизи. - Как раз подошел Миша со вторым фотоаппаратом.

- А вы случайно не сняли, как я плюхнулась вниз? - стеснительно поинтересовалась Саша. Но на фото попал только Артем, доблестно ринувшийся ей на помощь с жюмаром наперевес.

Перевал Тельнова оказался не там, где точка. Ну или точка не там, где перевал. И записка не в том туре.

Горы Тиликтор… были слегка глобальнее, чем представлялось при разработке маршрута. Очень колоритное место.

А еще ветер в долине Тентексай. Ветер этот не стихал ни на минуту и напоминал комара над ухом: раздражает неимоверно, убрать никак.

- …А потом мы перейдем реку по мОсту, - делился планами Миша на последние N километров.

- По мостУ, - меланхолично поправила Люда.

- По мОсту! - настойчиво повторил Миша.

Оставив их блуждать в дебрях лингвистики, я ушла вперёд к мостУ. Или мОсту, пофиг уже, лишь бы не очередной брод.

- Миша, по мостУ! - услужливо донес ветер Людин возмущенный вопль.

(Не)естественная среда

- Зачем нам этот хостел, - рассуждал Гена. Группа только и что затарилась пивом, арбузом и разместилась на берегу Сайранского водохранилища. - Тут же полно отличных мест под палатки!

Мужская часть группы в лице Витали и Артема энергично закивала. В хостеле официально пить нельзя, а в палатке можно. Почему бы и не сменить кровать и душ на помойку прибрежную зону в разгар ремонта. Кусты создают интимную обстановку, колючка привычно впивается в зад, квадрокоптер над головой подмигивает зелёным глазом. Романтика…

- Вот заинтересуются нами сотрудники правопорядка, и будем покорять не перевалы, а местное ОВД, - хмыкнула Люда. - Благо, у присутствующих есть опыт!

Присутствующие опытом гордились, но перевалы на нары менять отказывались.

В гостинице я неосторожно зашла к парням именно в тот момент, когда они дружно снимали ботинки. Был такой детский анекдот про русского, немца, свинью и воздух… Из дверей я вылетала впереди собственных ног.

Джунгарская фауна

- Это наш ручной богомол, - голосом Николая Дроздова вещала Саша, демонстрируя мне зелёную щепку с ножками.

- Он пойдет с нами в горы? - поинтересовалась я, доставая телефон для съемки передачи «В мире туристов животных». Самые классные моменты, увы, на фото не снимешь.

После очередной переупаковки рюкзака в горы хотелось не так сильно, как хотелось бы.

Подходы к перевалам по долинам живописны. Но утомительны, больше даже с моральной точки зрения: топаешь и топаешь, пейзаж почти не меняется, разве что заметна граница, где перестают пасти скот.

В долине реки Койтас пасли лошадей и коров. Возможно, были еще овцы, но коровьи лепешки и лошадиные яблоки перебивали следы их пребывания.

- В той стороне есть, конечно, ровные площадки. Но там ооочень много говна. Вот прямо ооочень много говна.

Это Артем с Мишей ходили на разведку потенциальных стоянок.

- Встаем, если Артем говорит, что где он смотрел, нормально. Потому что где я смотрел, хоть и ровно, ну ооочень много говна, - подытожил Миша.

После третьего повтора мы готовы были поверить на слово, что говна и впрямь… ну ооочень много.

Впрочем, на холме, где мы встали на ночевку, лепешек тоже было полно.

Ночью шел дождь с сильными порывами ветра. Утром я проснулась раньше будильника из-за звука, который спросонья приняла за гром. После вчерашнего града только грозы нам не хватало.

Однако выйдя из палатки, увидела, что это пришел табун. Вожак был явно недоволен: палатки заняли их жрально-сральное место.

Дальше следов домашнего скота мы почти не встречали. Зато на леднике перед перевалом Каскабулак обнаружили следы… вероятно, медведя. К счастью, следы вели на другой перевал.

До и после перевалов нас активно сопровождали птицы. Видовую принадлежность установить не вышло, но намерения их были очевидны. Стая многозначительно кружилась рядом, когда мы вешали веревки, пересекали трещины, откапывали палатки и шли в связках по леднику.

- Ууу, не дождетесь! - грозил им кулаком Гена.

Птицы угрозы игнорировали. Не турист, так баран или козел.

В долине реки Тентексай нам встретилась лиса. Рыжая, завидев толпу турья, ломанулась галопом куда подальше. А склоны-то лысые, траву скот выкосил. И камней почти нет, прятаться негде, разве что у сусликов в норах. А склоны длинные…

И вот наблюдаем мы картину: несется лиса метров сто, потом останавливается, смотрит на нас - никуда не делись? И дальше летит со всех ног. Потом снова останавливается посмотреть. И припускает дальше. А склон все не кончается и не кончается…

Колеса в пути

ГАЗ-66 - отличная машина. Проедет там, где остальное завязнет/перевернется/утонет/просто заглохнет.

Плюсы поездки в кабине - вам открывается шикарный вид на все те места, где вам предстоит не завязнуть/не перевернуться/не утонуть. Минусы поездки в кабине - вам открываются шикарные виды на все те места, где легко завязнуть/перевернуться/утонуть.

Из кузова видимость не такая хорошая, зато туда влезаете вы, ваши рюкзаки и ваше пиво. Хоть бочками. Минусы - ремней безопасности нет. За время поездки группа успела насладиться пивом (на закуску подавалась пыль, очень много) с элементами свободного полета. Каска, надетая Артемом, выглядела сколь уместно, столь и одиноко.

Операторам на заметку: если снимаете фото-видео из кабины, закрывайте окно, иначе проплывающие мимо ветки отберут у вас то, на что снимаете.

Мелкие детали

Задачка на фантазию и сообразительность. Дано: два кана одной модели, уже ходивших в походы. Каны незначительно отличаются весом, граммов на 50-60. Итак, вопрос: почему отличается вес канов?

- Просто на одном сажи меньше, - выносится вердикт после вдумчивого осмотра и повторного взвешивания. Скорее всего, дело было в составе металла, но этот вариант никак не проверить.

- А у тебя есть резинка для волос?

Признаться, это был последний вопрос по снаряжению, который я ожидала услышать.

Резинка требовалась для сдерга ледобура, и это были ее звездные часы.

Previous post Next post
Up