Продолжу про Вену.
Сам город средних размеров (после Москвы мало городов покажутся большими;)), Википедия говорит, что 1.7 миллиона человек на площади 415 квадратных километров. В первые дни мне Вена показалась очень большим городом, а сейчас я уже так привыкла, что кажется, что "в самый раз". Мы живём не совсем в центре, но и не совсем на окраине, так что можно воспользоваться и тишиной периферийных районов, и прелестями центра. По аналогии с Москвой я бы сказала, что мы живём в районе кольцевой линии метро.
Что в Вене бросается (мне) в глаза, что здесь сохранилось очень много зданий старой постройки, так называемые Altbau, то есть где-то 1890-1910 годов строительства. Конечно, они отличаются парадными фасадами и всевозможными украшениями. Удивительно, что столько зданий пережили две мировые войны. В целом, город производит - особенно в центре, конечно - торжественное впечатление. Временами чересчур даже, наверное:). Широкие улицы, большие площади, красивые здания - чувствуется, что императоры не жалели места и денег, чтобы произвести впечатление - да до сих пор производят, чего уж там;)
Ещё в Вене развита система муниципального жилья. Это когда жильё принадлежит городу и "выдаётся" нуждающимся категориям. Это, вроде бы, сдерживает цены на недвижимость, которые в Вене на самом деле весьма умеренные по сравнению с другими столицами. Ещё интересно, что на многих (как раз муниципальных?) домах написано, в каких годах эти дома построены. Очень чётко можно отследить развитие не только архитектурной моды в течение 20го века, но и, к сожалению, кризисы и войны.
Конечно, в Вене есть разные районы. Есть и тенденция заселения отдельных районов отдельными национальностями. Конечно, есть и бедные кварталы, и заброшенные, и неухоженные. Но где их нет. Помнится, в детстве откуда-то слышала рассказы, что, мол, зарубежом дороги моют шампунем, что так чисто, вот упадёт еда - можно подобрать и съесть. Или можно в белой рубашке поваляться на дороге - и всё равно будет белая. Не знаю, откуда среди нас-детей были такие рассказы:)) Так вот нет, в белой рубашке я тут валяться не советую, и есть с земли тоже:) И шампунем дороги не моют. Вобщем, всё как у людей)
Я слышала жалобы, что в Вене мало деревьев. Это отчасти правда. Очень много дорог и домов здесь построены так, что вдоль проезжей части только тротуар и сразу здания, а зелень в виде кустов-деревьев предполагалась во внутренних дворах зданий (при этом двор - собственность дома, так что часто войти можно только во двор своего дома, а в соседний уже никак). Но часто внутренний дворы переделывались в парковки, так что и там зелень изжили. И да, тут правда нечасто встречаются такие бульвары как в Париже, когда вдоль дороги роскошные деревья. При этом Вена всё равно считается довольно зелёным городом. Мне кажется, просто потому что здесь "природа" не вдоль улиц, а объединена в парки, которых довольно много, и некоторые из которых огромны (лесопарки). Вот, кстати, статистика из Википедии:
Застроенная земля
11,3 %
Дорожные площади
11,1 %
Железнодорожные площади
2,2 %
Парки
28,4 %
Водные площади
4,6 %
Виноградники
1,7 %
Лесные участки
16,6 %
Сельхозплощади
15,8 %
Прочее
8,3 %
Ну и последнее на сегодня - транспорт. Мне многие говорили и говорят, что не встречали города, где бы общественный транспорт был бы так удобно и хорошо развит, как в Вене. Не знаю, почему именно. Конечно, есть города, в которых без машины и до супермаркета не доберешься. Но, опять же, если сравнивать с Москвой - мне кажется, в Москве общественный транспорт развит не хуже. Другое дело, что в Москве он не справляется с количеством пассажиров. А здесь мы пока еще ни разу не видели прямо вот давки в транспорте. Даже в час-пик. Наверное, потому что всё-таки меньше 2 млн население.
Так вот основным транспортом в Вене является метро и трамваи (Википедия говорит, что в Вене одна из старейших и самая протяжённая трамвайная сеть в мире!). Автобусы тоже есть, но их меньше. Велосипедов много, можно много где брать напрокат (первые полчаса или час бесплатно). Добираться на общественном транспорте на самом деле везде легко. Так что мы теперь машиной пользуемся раз в два месяца, мне кажется:) Ну а я уже давнишний любитель общественного транспорта, так что чувствую себя комфортно. И ещё я поняла, что люблю электротранспорт. Троллейбусы, поезда, трамваи... и электромобили%) Кстати, в Вене почти все такси (или все?) гибридные (с электрприводом? так не говорят же, да?). Мне так нравится их "шелест"%)
Транспорт довольно хорошо спроектирован для людей с ограниченными возможностями (сюда же включаются родители с колясками!). В отличие от того же Парижа в метро практически везде есть лифты, в новые трамваи тоже вход лёгкий.
Ну и чтобы не заканчивать пост на трамваях и колясках - вот ещё одна табличка из Википедии про климат - про что я в прошлом посте рассказывала
Климат Вены (норма 1981−2010)
Показатель
Янв.
Фев.
Март
Апр.
Май
Июнь
Июль
Авг.
Сен.
Окт.
Нояб.
Дек.
Год
Абсолютный максимум,
°C 18,7
20,6
25,5
30,0
34,0
36,5
38,3
38,5
33,0
27,8
21,7
19,1
38,5
Средний максимум, °C
3,1
5,2
10,3
16,2
21,1
24,0
26,5
26,0
20,6
14,6
8,1
3,6
14,9
Средняя температура, °C
0,3
1,7
5,8
10,8
15,6
18,6
20,8
20,3
15,5
10,4
5,2
1,1
10,5
Средний минимум, °C
−1,9
−1
2,5
6,3
10,9
14,0
15,9
15,7
11,9
7,4
3,0
−0,8
7,0
Абсолютный минимум, °C
−22,2
−26
−16,3
−8,1
−1,6
3,2
6,9
6,5
−0,6
−9,1
−14,3
−20,7
−26
Норма осадков,
мм 37
41
51
44
69
70
71
72
60
38
49
48
649
Источник:
«Погода и Климат» Вот. Ну ещё, справделивости ради, из транспорта тут есть водный транспорт по Дунаю, международный аэропорт и поезда, конечно.
Ах да, забыла написать. Здесь ещё очень распространены самокаты:) Причём, не только среди детей, но и среди взрослых. Если утром в час-пик поехать с метро, то обязательно встретишь офисных работников в строгих костюмах и с самокатами в руке:) Моделей - миллион. И бабушки тоже на самокатах катаются. И все остальные категории населения:)
Ну всё. В следующем выпуске будет про людей, наверное:)