Мифология Победы

May 11, 2012 16:45

Оригинал взят у colonelcassad в Мифология Победы


Каждый год, по мере приближения 9 мая, в обществе оживляются споры на тему сколь долго еще будет жить данный праздник, идет полемика вокруг обрядовости праздника, глумления над исторической памятью, споры вокруг роли Сталина и тому подобное.

Что хотелось бы заметить по этому поводу - по существу своего содержания, День Победы давно и устойчиво превратился в общенациональный коллективный миф. Где помимо дурачков повязывающих символы Победы на животных и других дурачков сознательно гадящих на связанную с Днем Победы символику, существует подавляющая масса граждан, для которых данный праздник является либо самым главным, либо одним из самых главных.

Феномен Дня Победы заключается в том, что это пожалуй единственный праздник с историко-идеологическим содержанием, который объединяет большинство населения страны. Оно в целом пропало в массовом сознании из 23 февраля и 8 марта, вымывается из 1 мая. 
Политические даты вроде бывшего "Дня независимости России" или отмененной годовщины Великого Октября, так же не являются теми датами, вокруг которых наблюдается общенациональное единство.
День Победы, в целом же эту задачу решает - в своих базовых оценках самого события могут сходится и левые, и правые и тем более центристы. Могут быть споры на тему того, сколь велика роль Сталина, велики ли бы жертвы и правильно ли воевали предки, но в целом, оценка самой Победы как величайшего достижения очевидна.

В Советское Время, День Победы и память о ВОВ, были важной составной частью комплексной стратегии воспитания советского патриотизма, где память о войне, была одной из основных компонентов конструирования новой исторической общности, советского народа.
Но вот СССР был уничтожен, а советский народ, который был носителем этих идеалов и этой исторической памяти, расколот на множество кусков. Советской страны, да и советского общества давно уже нет, а вот сам советский человек остался. Это недавно подтвердил и Чубайс, уверенно заявив, что советские люди очень даже существуют. Спасибо родной, а то мы не знали.
Как и другие символы и идеалы, День Победы в 90-е-нулевые, подвергался систематическим попыткам демонтажа - писались книги, снимались фильмы, делались заявления, изрыгались проклятия и раскаяния. Но со временем, стало ясно, что в отличие от других символов и идеалов, коллективный миф Дня Победы, сидит так глубоко, что демонтировать его полностью невозможно, можно сказать, что он намертво впечатан в наш народ.

В дальнейшем, официально линия поведения сменилась и вместо попыток демонтажа, началась деидеологизация Дня Победы в рамках формулы "Если не можешь победить, возглавь". Из Дня Победы начало исчезать "красное содержание" - Советский Союз, советский народ, Сталин, коммунизм и коммунистическая партия и так далее.

На деле, это борьба за идеологический окрас национального консенсуса. Не секрет, что для левых, Великая Отечественная Война является одним из наиболее действенных аргументов в отношении оправданности проводимых в XX веке преобразований России. Победа в этой войне и Красный флаг над Рейхстагом, списывают многое, если не все.
В условиях полевения общества, красное содержание праздника, становится политически опасным, так как де-факто пропагандирует фактический триумф "красных". Красная символика и красные вожди, которые исторически связаны с Днем Победы, прочно увязаны с войной и тем самым крайне затрудняется их дискредитация при невозможности отринуть День Победы, как это сделано в целом ряде окраинных лимитрофов.
Соответственно, День Победы делает невозможным ни суд над Сталиным, ни суд на коммунизмом (по крайней мере в самой России). Для русского коммунизма и Сталина, это пожалуй главный элемент исторического алиби и оппоненты это прекрасно понимают, поэтому предпринимались и предпринимаются попытки разъединить эти два элемента в духе "победил не Сталин, победил народ". "Победил народ, а коммунисты только мешали и расстреливали".

Несмотря на это, на данном этапе эта линия пока что не достигла успеха. Ревизионизм идеологической начинки Дня Победы уперся в то, чего не ожидалось. Помимо всеобъемлющего общенационального характера, День Победы как утверждают некоторые критики, стал своеобразной квази-религией, где есть свое Святое писание в виде Истории ВОВ, есть свои святые в виде маршалов, генералов и рядовых героев и даже Бог-Дьявол в виде черно-белого Иосифа Сталина в одном лице вдобавок к безусловному Дьяволу Адольфу Гитлеру и чертям в мышиных шинелях рядовых вермахта, есть свои реликвии в виде Знамени Победы, орденов и медалей ветеранов, музеев войны.
Охват всеобщий - практически нет в России населенных пунктов, где нет хотя бы маленькой таблички или маленького памятника связанного с войной. Практически нет тех семей, чьи предки прямо или косвенно не прикоснулись бы к этому историческому событию.
Есть и центральные сакральные места национального паломничества - это и Красная Площадь, музей на Поклонной горе, и Мамаев Курган, и Брестская крепость, и бастионы Севастополя и многие-многие тысячи мемориалов на полях былых сражений.
В рамках этой концепции, по своему логичным выглядят нападки РПЦ на "Вечный огонь" и попытки церкви примазаться к Победе в рамках идущей деидеологизации - если красное содержание вымывается, то почему бы ему не быть религиозным в духе "Господь попустил, а Гитлер это вообще наказание за грехопадение народа". Символы Победы в рамках этой тезы фактически выступают в рамках символов конкурирующей религии.

Ведь если культ Победы есть новая религия, то она в отличие от официального православия, своей идеологической начинкой достигает того, чего нет у РПЦ - общенационального характера (победа интернациональна - победа была общая для всех народов, победа была надрелигиозна - победа была общей для атеистов, православных, мусульман, иудеев и прочих). Несмотря на значительный рост рядов, РПЦ не способна в рамках православной веры объединить большинство населения страны - атеисты и представители других конфессий так или иначе делают невозможным общенациональный православный консенсус. Даже при самом правильном патриархе и самых правильных батюшках.
День Победы, при всей обрядовости и всех нападках на него, эту роль как раз выполняет.
Причем пустота обрядовости, в которой часто упрекают граждан, которые празднуют День Победы не знающих, кто такой Рокоссовский, сравнивающих "Тигры" с Т-34 или же издевающихся над гвардейской ленточкой, не является чем то необычным. Это из области таких же поверхностных верующих, которые для галочки начали бегать храм "постоять со свечкой" вслед за перекрасившимися партаппаратчиками. Проблема тут собственно не в Победе и не в самой православной вере, а в обществе, которое воспитывает людей с таким отношением к будь то Дню Победы или же православию. Что никак не отменяет наличия значительных масс граждан с адекватным отношением и к собственной вере и к Дню Победы. Тут ведь вопрос в том, что на чем заострять внимание - на адекватных или неадекватных гражданах, на грамотных или неграмотных, умных и глупых. Их вокруг нас можно наблюдать и без Дня Победы или же мероприятий РПЦ.

На мой взгляд, то что сложилось вокруг Дня Победы, это не совсем религия, все таки в отличие от исторических основ религии, где можно спорить, существовал или не существовал тот или иной персонаж, происходили или не происходили те или иные события в реальности, с Великой Отечественной Войной все по другому - доподлинно известны герои этой исторической драмы, материально Знамя Победы над Рейхстагом, материальны знамена немецких дивизий на Красной Площади. Если это и религия, то уж больно она в своей основе материалистичная.

Можно спорить на тему - религия или нет, культ не культ, вера не вера, но если в чем и проявляется общенациональный характер празднования Дня Победы, так это в поистине религиозной защите сакрального смысла и символики Победы от поругания. Нет более легкого способа вызвать массовое озлобление в обществе, нежели посягнуть на святое. Это вообще своеобразный парадокс, когда в обществе уничтоженных символов и идеалов, сохранилось что-то, что большинством граждан воспринимается как нечто святое.

Посмел верховный главнокомандующий сидеть на Параде Победы, забыли даже идеологические споры, крыли его за это и сторонники и противники. Посмели какие-то идиоты жарить яйца на Вечном Огне, чего им только не желали. Ляпнул что-то Дуров и сразу люди самых разных идеологических и политических взглядов спешат сообщить, что они о Дурове думают, причем в его же социальной сети. Когда кто-то из деятелей культуры разевает варежку на события связанные с Победой, как это делали Михалков, Учитель, Гуськов и прочие, всех их откровенно топчут, забыв про политические разногласия.
И так во множестве аспектов, где те, кто покушались на святое, выгребают полную авоську общественной ненависти.

Да, есть те, кто открыто заявляет о своем желании десакрализировать День Победы, мол не надобно нам этого. Не нужны нам казенные морды чиновников на День Победы, не нужны ленточки - не гвардейские, ни красные - вообще никакие, не нужны парады и шествия, не нужны возложения цветов - все это давно пора сдать в утиль и двигаться дальше в светлое завтра. Проблемы начинаются сразу же, когда знакомишься с взглядами авторов таких предложений, где нет Дня Победы.
Мы видим все тот же тухлый набор перестроечно-либеральных фантазий, про "свободное общество свободных людей", которое тем не менее, живет на все той же идейной базе всеобщего потребления, которую в 90-е инсталлировала в общественное сознание столь критикуемая ими власть.

Этим откровенно грешит отечественная интеллигенция и радикальная часть среднего класса, где персонажи вроде Лебедева, Дурова и прочих, озвучивают взгляды агрессивного меньшинства, которое желает избавится от Дня Победы. Делают это они в силу того, что антисоветская власть, которая должна была в числе прочего демонтировать День Победы, с этой задачей откровенно не справилась и предпочла примкнуть к процессу в дежурном лицемерии деидеологизации.
Поэтому не стоит удивляться, когда либеральные оппозиционеры властям попутно яростно выступают против Дня Победы и ратуют за его десакрализацию. Для тех, же сил, которые желают полного демонтажа России и нашего народа, ликвидация Дня Победы и его десакрализация, представляется так и вовсе необходимым делом.

На деле же, рядовой гражданин, на эти обещания светлого завтра после освобождения от "ненужного праздника" не клюет, уж больно дешево ему предлагают разменять то немногое, что осталось от действительно важных символов и идеалов, на пустые словеса, которым еще в 90-е перестали верить, насмотревшись на практике на все эти "рынки", "свободы" и "демократии".Есть мнение, что вот если власть будет заниматься делом, а не имитацией, то новое величие страны заставит забыть и Сталина и День Победы, так как на смену старым героям прошлых лет, придут герои новые и новые великие свершения, которые заслонят собой прошлое, в которое так упорно смотрят граждане. Возможно и так, но это вопрос сугубо гадательный, так как мы конечно не знаем, что ждет нас через 5, 10 или 20 лет. И пока ничего такого не произошло, в туманное будущее заглядывать хотят не так уж часто, как в иное ясное и светлое прошлое. Прошлое в своей однозначности, дает больше уверенности, нежели сулящее неопределенность будущее. И главное, прошлое более стабильно, нежели настоящее или тем более будущее.

Проблема состоит в том, что общество всем своем нынешнем болезненном состоянии, в целом понимает, что День Победы это то единственное, что осталось свято для большинства и то что объединяет. И поэтому столь резко реагирует на проявления неуважения к данному празднику, даже если они исходили от президента или патриарха. Чего уж тут говорить, об обычных граждан, которых за аналогичные деяния мешали с дерьмом, в котором сейчас тонут Гуськов, Дуров и прочие из тех, кто посмел в День Победы лить грязь на Великую Отечественную Войну.
Для многих граждан, Победа и Война, даже если они воспринимаются упрощенно через призму обрядовости начиная с пресловутых ленточек, это своеобразный якорь, связывающий такого гражданина с национальным эгрегором, напоминающий о том, что это еще не до конца атомарный потребитель, а часть чего-то общеколлективного.
И пусть даже зачастую и неосознанно, такой рядовой гражданин сопротивляется попыткам избавить его от этого якоря, предоставив его как щепку волнам потребительского шторма, где уже носится немало таких же людей-щепок, давно потерявших связь с страной и народом.
Рядовой гражданин может по разному выражать свое преклонение перед Днем Победы - кто-то вешает ленточки разного цвета, кто-то носит цветы к мемориалам, кто-то ищет истлевшие кости бойцов на полях яростных сражений, кто-то играет в реконструкцию, кто-то пишет книги и так далее и тому подобное.
И ведь все это часть общего массового явления, которое охватывает всю страну. Люди отчаянно хотят прикоснуться к тому великому, что в коллективном сознании связано с Победой. Проблема тут во многом сходна с полемикой вокруг Сталина.
Тяга к коллективизму вопреки навязываемому сверху индивидуализму, поворачивает взгляд общества в прошлое, где есть те точки опоры, на которые можно экзистенциально опереться. Происходит это потому, что в настоящем или в декларируемых планах на будущее, общество таких всеобъемлющих точек опоры не находит и поэтому его взгляд обращен в прошлое. Где есть возможность упиваться минувшим единством и минувшем величием. Потому что этого единства и величия хочется сейчас, а его нет.
Обрубить якорь, перестать предавать Победе то значение, которое она имеет сейчас, для большинства членов общества просто немыслимо, так как такие предложения предлагают устранить часть существующего мироощущения огромных масс людей. И разумеется, перед тем, где спасовали даже власти, бессильны и рядовые "хулители". Их ненависть к Дню Победы понятна и их хула вполне ожидаема. Но вопрос о том, сможет ли она поколебать устои коллективного мифа о Победе, на мой взгляд очевиден - не выйдет ничего у них. Потому что демонтаж этой части национального сознания, требует чего-то большего помимо истерических постов в социальных сетях или регулярно проваливающихся в прокате исторических помоев. Это задачи социальной инженерии государственного уровня, а на данном этапе, государства такой задачи не ставит - деидеологизация да, но не демонтаж.

Когда говорят, что даже если не получится демонтировать, то Победа все равно забудется, как многие другие войны, вот умрут все ветераны, отпразднуют 100-летие Победы и все, под сукно, забыть и сдать в архив.
Тут есть определенная доля лукавства, далеко не все войны, забываются через 100 лет, яркий пример дают как раз так любимые многими адептами отказа от Дня Победы Соединенные Штаты.
С времени победы в войне за Независимость, прошло уже больше 200 лет, а сама война и торжества с нею связанные по прежнему является важной составной частью американского национального эгрегора, а герои той войны, будущие отцы-основатели и сейчас живее всех живых. И по прежнему массово пишутся книги, снимаются фильмы, празднуются даты, проводятся реконструкции.
Как правило, теза - что толку праздновать, все равно ветераны умрут, а Победу забудут, выдает именно желание цитирующих данную тезу, забыть о Победе и экстраполирующих свое желание на окружающих. Это отнюдь не ново и входит в давно известный пакет идеального современного потребителя, изживающего советское прошлое в себе. Такие люди хотят изжить не только "совка в себе", но и в окружающих, а когда наталкиваются на массовую негативную реакцию, начинают все сильнее лить негатив - на прошлое и на окружающих. Внутренняя картина мира вступает в жесткую конфронтацию с реальностью. Поэтому все эти призывы "забыть", как правило связаны с не до конца осознанным желанием отдельных индивидов вытеснить за пределы собственного сознания неприятные воспоминания как о личном опыте жизни в СССР, так и от общения с теми, чья картина мира иная. А так как инаковости такие люди не приемлют, мы видим классический тоталитаризм сознания и тоталитаризм мышления, который и прорывается периодически гневными текстами в духе "забыть" и "запретить".
"Если плюнуть в коллектив, коллектив утрется, но если коллектив плюнет в тебя, ты утонешь". Так и нынешние "борцы с Победой" регулярно и демонстративно плюют в общество и закономерно тонут в ответной любезности разгоряченных сограждан.

Есть в истории разных народов те войны, которые не забываются. Как правило это те войны, которые связаны с вопросами самого существования страны и народа. И если для американцев их война за Независимость связана с рождением новой нации, то для нас Великая Отечественная, это война связанная с выживанием страны и народа, о чем и будут помнить и через 100 и через 200 лет. Одной из гарантией служит и огромное количество жертв, которые принесены ради этой Победы. С позиций мелочно-меркантильного сегодня, это кажется легко забыть, но в истории нашего народа вполне себе существовали исторические события, память о которых шла с нашим народом сквозь века, когда можно говорить о генетическом характере такой памяти, как это скажем было с монголо-татарским игом, по поводу которого, многие исследователи утверждают, что именно данное явление обусловило то, по каким путям развивалась Россия.
Великая Отечественная Война и память о ней, безусловно обречена на многовековую генетическую память. Может быть море пустой обрядовости, могут идти различные нападки и попытки демонтажа, но пока Россия существует как государство, память о Победе в самых различных формах и проявлениях будет существовать, даже когда уйдет последний ветеран.
Это будет не только и не столько вера в исторический факт формализованный красным флагом на далеком немецком здании, это будет именно всеобщий коллективный миф, один из тех которые плывут из поколения поколения, переживая столетия.
И этого удостаиваются только по настоящему великие люди и события, а все наносное и пропагандистское по прошествии времени, покоится на архивных и библиотечных полках, исчезая постепенно из массового сознания.
К какой категории принадлежит Победа, на мой взгляд очевидно и следовательно, какие бы копья не ломались вокруг Победы или ее цены, она с нами всерьез и надолго - ее цивилизационно-историческое и духовно-экзистенциальное значение намного переживут ее геополитические, идеологические или экономические плоды. Можно разрушить страну, можно разрушить народ, можно разрушить отдельно взятый завод или внутренний мир отдельно взятого человека, но полностью изменить сознание целого народа, это намного более тяжелая задача, которая как показывает пример Дня Победы, не всегда решаема. Во всяком случае, 20 лет попыток не дали необходимых результатов.
Как я в прошлом году писал о Каддафи, убить человека, гораздо легче, нежели миф о нем.
В отношении Победы принцип тот же - осквернить монумент павшим воинам, написать в твиттере гадость или снять пахабный фильм, значительно легче, нежели на деле добиться ее десакрализации. Собаки лают, караван идет, люди помнят.

Previous post Next post
Up