Трудно быть Богом // 2013, Алексей Герман

Jun 04, 2014 13:41

Оригинал взят у hyperboreus в Трудно быть Богом // 2013, Алексей Герман


Это абсолютно авторское кино. Воля режиссера довлеет над всем - кажется, что ни одного лишнего плевка актеры не совершают без его ведома. Посему и говорить о чьей-то выдающейся игре нелепо - пожалуй только Голубенко в роли Араты Горбатого запомнился единственным дьявольским глазом. Эдакий антагонист Руматы - у благородного дона божественный «третий глаз» во лбу сверкает, а у «короля нищих», впрочем, как и у всех в Арканаре, - видимая недостача, увечье, прореха. Та же прореха - и в их душах, отсутствие духовного глаза.

Герман снял абсолютно метафизическое кино. Зрители, которые видят на экране одну только грязь (сопли, слюни, фекалии, мочу), ничего не видят. Перед нами не грязь, а чистая метафора (точнее, гипербола) - вот что выделяют люди, если не умеют «выделять» мысли. Сопли и фекалии - это содержимое внутреннего мира таких людей. Присмотритесь вокруг - наверняка вы знаете подобных персонажей. У одних в голове - деньги и карьера, у других - шмотки и гаджеты, у третьих - пиво и футбол. На языке высокой культуры это называется - моча и говно. Герман вывернул наизнанку таких людей - вот отчего им трудно смотреть фильм, подсознательно там себя узнавая.

Двадцать лет Румата провел среди полулюдей-полуживотных - стоит ли удивляться, что «заразился» от них? Равнодушием, гнилым духом, мелочностью, презрением к ближнему. Среди ослов нетрудно быть богом - человеком всяко труднее. Потому что человек - это не тот, кто что-то доказывает другим (оставим чудеса богу), а тот, кто всё доказывает себе. Выпустить кишки Рэбе и присным - поступок куда благороднее, чем коллекционировать уши своих противников. Ибо что с ушами, что без них - они все равно ничего не слышат. Бывает, что целые поколения ничего не слышат, не внемлят истине - тогда богом становится тот, кто сметает их с пути истории. Ради следующего поколения. И так далее - пока не придут слышащие.

Фильм по сравнению с книгой - словно мудрость старца рядом с наивностью юнца. Стругацкие придумали хорошую идею (усугубить средневековье и запустить туда благородного прогрессора), но реализовать как следует ее не смогли. В повести посланцы Земли слишком организованны и могущественны, а их «подопытные» слишком темны и слабы - сразу же возникает закономерный упрек: зачем делать Румату сотоварищи приближенными к сильным мира сего, если можно сделать их сразу полноценными властителями - королями, монархами? Тогда и Возрождение, и Просвещение будут на расстоянии одного поколения - Петр Первый тому порукой. А так - буря в стакане воды получается.

Герман дает свой ответ на этот «водный» вопрос. В его Арканаре люди ничего не значат - значит среда. Серый туман, дождь, всевозможные жидкости, жижа - это категории не реальности, но метареальности, те субстанции, из которых еще не выделилось собственно человеческое, еще не обрело форму идей, еще не стало самосознанием. Мы словно в утробе разума, с удивлением и некоторым отвращением разглядываем сморщенного, плавающего в околоплодных водах эмбриона, который еще не cogito, а значит и не sum. Растворяются в этих дорациональных субстанциях, как в кислоте, и просвещенные души землян - они обречены, как был обречен бог, однажды явившийся к простым людям на землях Палестины.

Простота - она ведь хуже не только воровства. Особенно простота «первичного бульона». Тысячи лет нужно вариться человечеству, чтобы сварить какой-никакой супец. Тысячи примитивных жизней - в надежде, что сварится что-то стоящее. Тысячи поколений - пока кто-то не произнесет вдруг: «Гул затих. Я вышел на подмостки…» Тогда всё. Смерти не напрасны. Кровь не впустую. Сопли и фекалии больше не пачкают. Впереди свет Бога, которого создали сами люди. Культуры. Падите же на колени. Ибо это - единственная вечность, единственная сила, единственный бог. Быть которым - труднее всего…

кино

Previous post Next post
Up