Кодекс вестготов (визиготов) о магии/колдовстве (642-653 н.э.).

Apr 11, 2024 20:37


Book VI. Title II: О колдунах-вредителях, о тех, кто с ними советуется,
и об отравителях.
Флавий Хиндасвинт, король.

1. Когда человек, свободный по рождению, советуется с прорицателем
о здоровье или смерти другого человека.
Тот, кто замышляет убийство короля или кого-либо из его подданных и,
с целью совершения такого преступления, обращается за помощью к
прорицателям, авгурам или предсказателям; если он свободнорожденный,
он должен быть подвергнут бичеванию и приговорен к пожизненному рабству
на общественных работах после конфискации всего имущества. Или он
может быть отдан в рабство любому, кого выберет король; а те, кто давал
ему советы, подвергнутся такому же наказанию. И если кто-либо из детей
будет замешан в таком преступлении их родителей, то они будут наказаны
аналогичным образом. Но если дети окажутся невиновными, они не будут
понижены в статусе, и получат в полное и беспрепятственное владение
всё имущество, которого лишились их родители. Рабы, замешанные в таких
преступлениях, должны подвергаться различным пыткам, продаваться и
перевозиться за море, поскольку закон не оправдывает тех, кто
добровольно участвовал в таких позорных делах.

3. О колдунах-вредителях и тех, кто обращается к их услугам.
Чародеи и вызыватели бурь, которые своими заклинаниями навлекают град
на виноградники и хлебные поля; или те, кто тревожит умы людей, вызывая
демонов, или совершает ночные жертвоприношения дьяволам, вызывая их
к себе с помощью постыдных обрядов; если такие люди обнаружены и
признаны виновными в таких преступлениях любым судьей, агентом или
суперинтендантом местности, где были совершены эти действия, они
подлежат публичному наказанию двумя сотнями ударов плетью. С такого
человека снимут скальп, и его силой протащат по десяти окрестным
деревням в назидание остальным. И судья, чтобы в дальнейшем эти лица
не могли снова заниматься подобными делами, должен поместить их
в тюрьму и проследить за тем, чтобы они были обеспечены одеждой и
пищей, чтобы лишить их возможности причинять дальнейший вред; или же
он может передать дело королю для рассмотрения по его королевскому
усмотрению. Те, кто осужден за то, что обращался к услугам таких
людей, должен каждый получить двести ударов плетью в народном
собрании, чтобы каждый, кто участвовал в совершении такого
преступления, не остался безнаказанным.

4. О тех, кто используя колдовство, виновен в причинении какого-либо
вреда людям, животным или какому-либо имуществу вообще.
Настоящим законом мы постановляем, что если какой-либо свободный
человек или раб любого пола попытается использовать колдовство, чары
или заклинания любого рода с намерением лишить дара речи, искалечить
или убить людей или животных, или повредить какое-то имущество, или
он практикует указанные искусства в ущерб урожаю, виноградникам или
деревьям - он лично и его имущество должны понести тот же ущерб,
который он пытался причинить другим. (1)

(1) Примечание переводчика.
Наказания за колдовство, установленные Кодексом вестготов, были
гораздо менее суровыми, чем те, которые предписывались англосаксонской
юриспруденцией тысячу лет спустя. Смертная казнь не допускалась,
за исключением тех случаев, когда жизнь была потеряна в результате
воздействия заклинаний или чар, что, как можно догадаться, случается
редко; а пытки огнем даже не упоминаются, и уж тем более не допускаются.
В этом случае, как и во многих других, более мягкая политика варваров
являет собой разительный контраст со свирепой и слепой нетерпимостью
и жестокостью народов, обладающих более высокой культурой и интеллектом,
и живущих в гораздо более прогрессивную эпоху.

romanlaw, римзаконы

Previous post Next post
Up