Фехтование: движение к вершине или кастрация для дуэлей?

Jul 03, 2010 03:20

Старая заметочка... Года два ей уже. Кой что сейчас бы по другому написал

В одну душную ночь, лежа без сна, пытался осмыслить прочтенное у Кастла, Хаттона, а также статьи по закату Испанской империи, найденные в Интернете… И мой извращенный, измученный духотой, мозг посетила еретическая мысль: А является ли все движение фехтования движением вперед или это деградация под влиянием запросов «заказчиков»-дворян?

Оставим на время рассуждения Кастла о глупости и никчемности германских фехтбухов (думаю брат Норберт сможет сказать по этому поводу больше, поскольку любимые германцами двуручники его сердцу ближе, чем моему), обратимся к рапирам и работе ими.

Итак, основная, «каноническая», версия идущая из 19 века заключается в том, что итальянское искусство владения рапирой было прогрессивней чем в других странах и поэтому оно распространилось по всему свету.. Остальное стало на тот момент его подражанием… НО! Даже у авторов той поры часто встречается слово «модное» по отношению к тому фехтованию.. Следовательно было что-то еще кроме эффективности?

Не стоит забывать, что Италия являлась Центром культуры в эпоху Возрождения… Имело ли это влияние на предпочтение общества в других странах? Мне кажется - да. В то же время клинковое холодное оружие постепенно вытесняется с поля боя и главными потребителями искусства обращаться с ним становятся дуэлянты.. В то время рапиры еще не сильно отходят от эстоков и панцерштеккеров, основная цель которых - пробить доспех (пусть и в сочдении) или найти в нем «функциональное отверстие» :) Кстати, это идет в разрез с утверждением авторов 19 в, что укол появился в ходе долгой эволюции, размышлений и эмпирических заключений фехтмейстеров только к середине - концу 16 в. Не будем вдаваться в полемику, что лучше - удар или укол, просто примем к сведению, что в 15 веке конструкция доспеха определила распространение именно колющего меча.
Относительно «ужасной длины и громоздкости» рапир того времени - по мне это несколько надумано. Практически все авторы того времени, вне зависимости от того, что они выбирают в качестве меры длины клинка, приводят оду цифру 1 м плюс-минус десяток сантиметров. ПРИЧЕМ длина оружия привязывается к его владельцу, а не следует определенному стандарту как позднее (из-за этого «следования стандарту» в эпоху «классического фехтования» родился и живет стереотип обывателя, что «меч должен быть именно такой длины и сбалансированный именно на столько-то см. от гарды, а иначе это не меч, а фиг его знает что»). Клинок еще достаточно тяжел, поэтому фехтовальщики еще придерживаются правил, изложенных в «никчемных» немецких фехтбухах - а именно фехтовать в «один темп» разделения защиты и атаки еще нет - удары используются для отражения атак противника, выводя бойца в одну из «многочисленных и вычурных» стоек, из которой проводится следующий удар и так далее.. Кстати, мне кажется абсурдным утверждение что фехтовальщики кружили друг напротив друга, бесперестанно меняя стойки, пока один из них не допускал ошибку. Более правдоподобным кажется версия, когда один боец видя что противник, находится в «стойке А» и зная что для из нее сложно отразить удар, скажем, сверху атакует им и поднимает для этого руку, тем самым оказываясь в «стойке Б». Его оппонент идентифицирует эту стойку и понимая что его «ща бить будут» пытается выполнить контрудар в клинок противника (или принять на плоскость), принимая «стойку В».

Итальянская школа постепенно распространяется повсюду под влиянием моды на итальянскую культуру «как самую прогрессивную» на тот день. Клинки становятся чуть короче и легче, но это еще оружие и для войны, поэтому дуэлянты сильно не усердствуют с их облегчением.

Но в Испании например развивается своя школа, отличная от итальянской и зарождающейся французской школ стиль. Причем на тот период Испания становиться «центром мира» за счет своих заморских колоний и золота. Над этой империей «никогда не заходит Солнце». Оказало ли это влияние на фехтование? Да, и это признает и Кастл, говоря что во Франции некоторое время была мода на все испанское, в том числе и на Дестрезу. Неизвестно в Нидерландах Дестреза занимала господствующее положение или там правила бал немецкая школа, но Тибо, написавший одну из самых известных работ по Дестрезе родом оттуда (не надо забывать, что Фландрия была под властью Испании до получения независимости)..

Но Испания постепенно начинает сдавать позиции.. Мода на испанское во Франции начинает проходить одновременно с началом войн этих двух стран и укреплением государства кардиналом Ришилье. Полностью она сходит на нет к 1630 году.. А в мае 1643 года состоялась битва при Рокруа. Где испанцы потерпели сокрушительное поражение (финал фильма «Капитан Алатристе»). Теперь на мировую арену выходит Франция, идущая к пику своего величия. Все страны равняются на нее.. Как это сказывается в фехтовании?

Шпага все сильнее удаляется от своего боевого предка, становясь декаративно-дуэльной.. На поле боя правят бал сабля и палаш. И зачастую палаш носиться как символ «ветерана» противовес шпажкам «тыловых крыс»..

Первым шагом к эволюции рапиры в шпагу (я пользуюсь терминологией 19 века) стал отказ французов от продевания пальца в «ослиную подкову» на итальянский манер. Держать рапиру «по-французски» довольно тяжело, поэтому некоторые фехтмейстеры той поры советуют время от времени брать рапиру двумя руками, чтобы хоть чуть-чуть дать отдохнуть правой руке. Поскольку встреча с доспехами на войне шпаге не грозила, ее начали облегчать и укорачивать, делая ее практически исключительно колющей… Теперь можно было разделить защиту и нападение, поскольку легкой шпагой не так страшно было потерять темп, появилась возможность больше работать кистью (а затем и исключительно кистью), что дало большие разнообразие финтам, мало применимым на войне, но пригодным для дуэли..

А в конце 19 в. Фехтование окончательно выродилось в спорт..Не совсем понятно на каком отрезки эволюции фехтования появилась «фехтовальная дорожка», но утверждение, что это наследие «рыцарской эпохи». Когда воин видел только то что перед ним и атаковал только прямо, малоубедительно, поскольку и у итальянцев и у испанцев есть уходы в сторону. А эти эпохи ближе к рыцарству, чем 19 в.. Скорей всего - это наследие каких-то учебно-тренировочных ограничений.

Про то, что с благородным искусством стало после 60-х годов 20 века (когда была введена электрофиксация) и говорить не хочется.

То, что это эволюция фехтования нет никаких сомнений.. Но вот не стало ли ТАКОЕ фехтование тупиковой ветвью эволюции?

Вот такие мысли иногда приходят душными июльскими ночами. Прошу прощения за некоторую сумбурность изложения - записывал сразу без коррекции, чтобы не забыть чего :)
 

фехтование, боевые искусства

Previous post Next post
Up