Посетив несколько мест, связанных с историей узкоколейных железных дорог в средней полосе России, захотелось завести в своей коллекции какую-нибудь значимую модель.
Долго изучал вопрос в интернете, прочитал несколько специализированных сайтов и решил, что самой интересной будет модель тепловоза ТУ-2. Стал искать модель и на одном из сайтов нашел эту модель в наличии. Сделал запрос и выяснил, что её на самом деле нет и производство давно закончено. Но есть возможность купить модель ТУ-3. Но история этого тепловоза не впечатлила, так же как и цена.
Параллельно развивалась другая история, австрийская. В Австрии существует достаточно развитая сеть узкоколеек с шириной колеи, близкой к российской - 760мм. Но эти узкоколейки начали сильно "загибаться", подвижной состав состарился, а нового нет. И вдруг появилась организация NÖVOG, которая вдохнула новую жизнь в узкоколейки в Австрии. Началась реконструкция всей инфраструктуры и, в том числе, подвижного состава. Было аннонсировано создание новых составов Die Himmelstreppe (в переводе с немецкого "Лестница в небо"), призванных полность заменить весь подвижной состав на самой известной узкоколейке Mariazellerbahn и производимыми швейцарской фирмой Stadler. Когда стали доступны первые фотографии, я воскликнул: "Какая красота! Если кто-нибудь выпустит модель, то придется купить эту красоту!". Прошло много лет и составы Die Himmelstreppe вовсю побежали по обновлённой дороге, их обслуживание разместилось в абсолютно новом депо, о чем в сети существует много роликов. И вообще, эти поезда стали символом обновления старых узкоколеек, достаточно заглянуть на сайт NÖVOG. И вдруг австрийская фирма Leopold Halling, производящая в основном модели трамваем, объявляет о планах производства модели Die Himmelstreppe. Все этапы производства сопровождаются появлением фото на сайте, такое впечатление, что все заинтересованные люди следят за появлением модели в режиме он-лайн. В общем, появление модели в продаже совпало с неудачными поисками модели российской узкоколейки. А так как я обещал себе купить, то моя жена, разделяя мое увлечение, подарила мне ее на день рождения. Эта модель стала первой не швейцарской моделью в моей коллекции и первой с шириной колеи 9мм.
История выбора узкоколейной модели, получается, полностью повторяет развитие этих дорог у нас и у них.
Моя модель из первой серии, в которой были выпущена состамы ET1, ET3 и ET7. Моя 7я. Прочитал в инструкции и в форуме австрийских узкоколейщиков, что есть проблемы с электричеством в первой серии, которые были исправлены во второй. Но в моей модели всё было исправлено, возможно уже фирмой-продавцом. Единственная проблема обнаружилась при попытке её оцифровать. После установки декодера "Лестница в небо" отказалась ехать быстро, а передний и задний свет иногда стал гореть одновременно. Проблема пока не решена, поэтому модель не цифровая.
Рельсы были заказаны производства другой австрийской фирмы - Roco. Получается, что ж/д австрийская, модель австрийская и рельсы австрийские. Эти рельсы меня приятно удивили. Дело в том, что существующие у меня рельсы колеи 12мм для масштаба H0m и произведенные немецкой фирмой Bemo достаточно проблемные. Я считал это в порядке вещей, колея меньше, возни больше. Сами рельсы, особенно короткие, плохо закреплены на шпалах, бывает, что левая и правая разной длины, так что образуются неаккуратные стыки, при прохождении которых, поезд стучит, ну прям как рждэшный. Открыв узкоколейные рельсы ROCO, я обнаружил просто таки идеальный рельсовый материал. При прокладке вообще никаких проблем не возникло и даже стыков не заметно. Супер!
А вот и сама "Лестница в небо".
Модель состоит из трех вагонов и имеет колёсную формулу 4/8, точно такую же, как прототип
.
Головной вагон.
Второй головной вагон.
Средний вагон с двумя пантографами.
На крыше выписаны все станции Mariazellerbahn.
И еще крупный план головного вагона.
Состав Die Himmelstreppe является ближайшим родственником другого состава, производящегося фирмой Stadler, Allegra. Ближайшее рассмотрение показывает много общих деталей. У них, кроме всего прочего, абсолютно одинаковай ширина (при том что колея разная) и очень близкие высота и длина. Но у "австрийского" в головных вагонах большие низкопольные секции, из-зи отсутствия одно тележки, а у Allegra таких секций нет. Также, видимо, пассажиры оценят наличие двух туалетов у состава "Die Himmelstreppe" по сравнению с одним у "Allegra".
Вот они друг над другом.