В истории Российской Империи XIX века для меня существуют 2 темы, о которых я могу рассказывать бесконечно: декабристы и народовольцы. Так как сегодня годовщина казни последних, о них и пойдёт речь в этом посте. В силу того, что курс истории в лицее у меня принципиально отличался от всего того, что изучают на уроках истории в школах Украины, и того как преподают историю в большинстве школ России, те, чей интерес к истории ограничивался рамками школьной программы, возможно, узнают для себя что-то новое, остальные просто освежат в памяти значимые события истории Российской Империи. Как бы то ни было, изложение исторических событий сквозь призму фартовой масти и роли личности в истории я нахожу довольно интересным.
Итак, Александр Второй зашёл на престол Российской Империи в 1855 году, после чего провёл массу реформ, за одну из которых (отмена крепостного права в 1861) получил прозвище "Освободитель". На этом личность и деятельность 12-го Императора Всероссийского оставим в покое и перейдём непосредственно к хронологии покушений на его жизнь.
Первое покушение на его жизнь состоялось 4 апреля 1866 года. После прогулки Александр ІІ садился в карету, когда к нему подошёл студент-ипохондрик Дмитрий Каракозов и выстрелил в упор. В последний момент картузник толкнул Каракозова, в результате чего пуля пролетела возле головы Императора. Мотив:«Ваше величество, вы обидели крестьян».
6 июня 1867 года Александр ІІ на лошади возвращался с военного смотра в Париже. В это же время затаившийся возле ипподрома польский эммигрант Антон Березвоский произвёл выстрел от которого разорвало пистолет и пуля угодила в лошадь, оставив Александра ІІ живым и невредимым. Мотив - месть за порабощённую Польшу.
2 апреля 1879 года Александр Соловьёв практически в упор сделал 5 выстрелов из пистолета по Императору, но не попал ни разу. В Интернете объяснений этому феномену я не нашёл, но мой учитель истории говорил, что Соловьёв купил пистолет за день перед покушением, но ни разу не стрелял из него, впрочем как и из любого другого оружия за всю свою жизнь. В результате, стреляя в практически в упор в лежащего на земле Императора он просто справился с отдачей этого пистолета и все 5 пуль полетели мимо цели.
По одной из легенд после этих покушений Александр Второй находясь очередной раз в Париже обратился за помощью к последовательнице знаменитой предсказательницы Марии Ленорман, которая предсказала ещё 8 покушений на его жизнь. В отличии от своего дедушки, внучок этим предсказаниям не придал значения, за что в итоге и поплатился. На этом история попыток убийства Александра Второго одиночками заканчивается. Переходим к самой интересной части, а именно попыткам убийства Императора народовольцами, которые в качестве орудия демократической революции выбрали именно террор.
26 августа Исполнительный комитет "Народной воли" вынес смертный приговор Александру Второму. Наиболее запоминающимися персонами "Народной воли" были дочь губернатора Петербурга, а в последующем члена Министерства внутренних дел Софья Перовская, её гражданский муж, студент юрфака Андрей Желябов, изобретатель Николай Кибальчич, чернорабочий Тимофей Михайлов, а так же сдавший с потрохами органам следствия всю "Народную волю" Николай Рысаков. Все пятеро были повешены 3 апреля 1881 года в Петербурге на Семёновском плацу. Но вернёмся к хронологии покушений народовольцев.
Вначале было решено взорвать поезд, на котором Император совершал поездку на отдых в Крым и обратно в Петербург. Для этой цели член "Народной воли" Михаил Фроленко устроился железнодорожным сторожем в 14 км от города. Операция протекала гладко: мина удачно заложена, никаких подозрений со стороны властей. Однако царский поезд изменил маршрут, поехав не через Одессу, а через Александровск.
Этот вариант был террористами предусмотрен. Еще в начале ноября 1879 года в Александровск под именем купца Черемисова приехал Андрей Желябов. Он купил участок земли возле железнодорожного полотна якобы для строительства кожевенного завода. Работая ночами, "купец", просверлив железнодорожное полотно, заложил мину. 18 ноября вдалеке показался царский состав. Желябов занял позицию за железнодорожной насыпью, и когда поезд поравнялся с ним, соединил провода, идущие к мине… Но ничего не произошло. Электрическая цепь взрывателя не сработала.
Вся надежда оставалась на третью группу во главе с Софьей Перовской, в задачу которой входило заложить бомбу на Рогожско-Симоновой заставе, недалеко от Москвы. Здесь работа осложнялась охраной заставы, что не давало возможности заложить мину в железнодорожное полотно. Оставался один выход - подкоп. Действуя в сложных погодных услових (стоял дождливый ноябрь), заговорщики выкопали узкий лаз и установили бомбу. Все было готово для "встречи" царя. И снова в судьбу Александра II вмешались небесные силы. Народовольцы знали, что императорский кортеж состоит из двух составов: в одном едет сам Александр II со свитой, во втором - царский багаж. Причем состав с багажом на полчаса опережает царский поезд. Однако в Харькове один из паровозов багажного состава сломался - и первым поехал царский поезд. Не зная об этом обстоятельстве, террористы пропустили первый состав, взорвав мину под четвертым вагоном второго.
Однако народовольцы не унывали. Через своих знакомых Перовская узнала, что в Зимнем дворце ремонтируются подвальные помещения, в частности винный погреб, расположенный прямо под царской столовой и являющий собой удобное место для спрятанной бомбы. Осуществлять операцию поручили одному из новых членов организации - Степану Халтурину. Устроившись работать во дворец, новоявленный "столяр" днем облицовывал стены винного погреба, а ночью отправлялся на встречу к своим товарищам-народовольцам, передававшим ему пакеты с динамитом. Взрывчатка пряталась среди строительных материалов. В феврале 1880 года все та же Перовская от своих знакомых при дворе получила информацию о том, что на 18-е число во дворце назначен торжественный ужин, на котором будут присутствовать все члены императорской семьи. Взрыв назначили на шесть часов двадцать минут вечера, когда, как предполагалось, Александр II должен находиться в столовой. И снова случай спутал заговорщикам все карты. Поезд одного из членов императорской семьи - принца Гессенского - опоздал на полчаса, сдвинув время торжественного ужина. Взрыв застал Александра II возле комнаты охраны, расположенной недалеко от столовой. Ни Император, ни кто-либо из членов его семьи не пострадал. Итогом очередного покушения стали десять убитых и восемьдесят раненых солдат из охранявшего Александра II Финляндского полка.
Казалось, что неудачи только придают народовольцам силы. Назначено было новое место покушения, на этот раз им стал Каменный мост, через который царь проезжал, возвращаясь из Царского Села. Но из-за досадной случайности участники теракта не смогли вовремя добраться дом места покушения, и Александр II пересек мост невредимым.
Хитрый план следующего покушения заключался в следующем. Были возможны два пути следования царского кортежа: по набережной Екатерининского канала или по Невскому проспекту и Малой Садовой. Первоначально, по инициативе Александра Михайлова, рассматривался вариант минирования Каменного моста, раскинувшегося через Екатерининский канал. Подрывники во главе с Николаем Кибальчичем изучили опоры моста, подсчитали необходимое количество взрывчатки. Но после некоторых колебаний от взрыва там отказались, поскольку не было стопроцентной гарантии успеха.
Остановились на втором варианте - заложить мину под проезжей частью на Малой Садовой. Если мина по каким-либо причинам не взорвалась бы (Желябов помнил о своем горьком опыте в Александровске!), то четверо народовольцев, находящихся на улице, должны были бросить в царскую карету бомбы. Ну а если и после этого Александр II будет еще жив, то Желябов прыгнет в карету и заколет царя кинжалом. Но тут в славное дело террористов вновь вмешалась масть-злодейка, Желябова арестовали.
После ареста Андрея Желябова 28 февраля в квартире Веры Фигнер народовольцы принимают окончательное решение немедля убить Императора во чтобы то не стало. Как вы и сами догадались, 1 марта Александр Второй, возвращаясь из Манежа в Зимний, внезапно повернул на Екатерининский канал.
Такой расклад полностью рушил все планы заговорщиков. Мина на Садовой становилась совершенно бесполезной горкой динамита. И в этой ситуации Перовская, возглавившая организацию после ареста Желябова, в спешном режиме перерабатывает детали операции. Четверо народовольцев - Игнатий Гриневицкий, Николай Рысаков, Алексей Емельянов, Тимофей Михайлов - занимают позиции вдоль набережной Екатерининского канала и ждут условного сигнала от Перовской, по которому должны кидать бомбы в царскую карету. Таким сигналом должен был стать взмах ее платка. Царский кортеж выехал на набережную. Далее события развивались практически мгновенно. Мелькнул платок Перовской - и Рысаков бросил свою бомбу в сторону царской кареты. Раздался оглушительный взрыв. Проехав еще некоторое расстояние, царская карета остановилась. Карета была повреждена, осколками ранило нескольких черкесов из конвоя, но Александр II не пострадал. Кучер убеждал царя не выходить из кареты, он клялся, что и в поврежденном экипаже довезет императора до дворца. И все же Александр Второй вышел. Как писал революционер-анархист князь Кропоткин: «он чувствовал, что военное достоинство требует посмотреть на раненых черкесов и сказать им несколько слов". После чего, вместо того чтобы покинуть место покушения, Александр II пожелал увидеть преступника. Царь, пошатываясь, подошел к нему, посмотрел на него с минуту и охрипшим голосом спросил:
- Ты бросил бомбу?
- Да, я.
- Кто такой?
- Мещанин Глазов,- ответил Рысаков, стараясь не отводить глаз в сторону.
Александр II помолчал и после паузы проговорил:
- Хорош.
Царь был сильно оглушен взрывом, и, очевидно, голова у него работала неясно.- «Un joli Monsieur!»,- негромко сказал Александр II.
Дворжицкий задыхающимся голосом спросил его:
- Ваше величество, вы не ранены?
Царь еще успел подумать, что надо за робой следить и не сказать ничего лишнего. Помолчав несколько секунд, царь медленно, с расстановкой ответил, показывая на корчившегося на снегу раненого мальчика:
- Я нет... Слава Богу... Но Bот...
- Еще не известно, слава ли Богу! - вызывающе проговорил Рысаков.
Действительно, едва царь ринулся дальше, как с ним сблизился другой террорист Гриневицкий, стоявший на набережной со свертком,, в котором была спрятана бомба, и бросил ее между собой и царем так, чтобы убиты были оба.
Второй взрыв прозвучал сильнее первого. Александр II и его убийца, оба смертельно раненные, сидели почти рядом на снегу, опираясь руками о землю, спиной о решетку канала. Растерянность окружающих привела к тому, что на месте царю помощи не оказали. Некоторое время рядом с царем вообще никого не было! Затем к нему подбежали кадеты, возвращавшиеся с парада, жандармский ротмистр Колюбакин и... третий террорист Емельянов! При этом Емельянов держал под мышкой сверток с бомбой.
1 марта 1881 года в 15 часов 35 минут на флагштоке Зимнего дворца был спущен императорский штандарт, оповестив население Санкт-Петербурга о смерти императора Александра II.
Только два человека решились просить Александра III пощадить и простить убийц отца во имя евангельских заветов. Писатель Лев Толстой и философ Владимир Соловьев. Но царь оставил приговор в силе. В отместку через 6 лет, первого марта 1887-го года на Александра III было совершено покушение другими народовольцами, которое интересно не столько своим результатом сколько одним из участников этого покушения, речь идёт об Александре Ильиче Ульянове, старшем брате будущего вождя мирового пролетариата.
В попытках свержения самодержавия XIX века меня больше всего привлекает тот факт, что инициатива исходила не от простого народа, а от высших слоёв населения. По сути, эта ограниченная группа людей являлась элитой того времени и пыталась совершать революционные действия без помощи народных масс, самостоятельно, в одиночку. С одной стороны, это было их основной ошибкой ( "Страшно далеки они от народа" (с) В.И. Ленин), с другой стороны, процессы истории взаимосвязаны: декабристы разбудили Герцена, Герцен разбудил народовольцев, народовольцы разбудили Ульяновых, Ульянов младший стал вождём мирового пролетариата и с помощью народных масс успешно провернул революцию 1917 года. Мне кажется, что в любом восстании единственный значимый путь личностей-одиночек - это террор, но он весьма неоднозначен и далеко не во всех случаях эффективен, если же говорить о эффективности, то любое восстание должно опираться на безликие человеческие массы умело направляемые личностью, которая должна идеально понимать чем живёт человеческая масса и что ей сейчас нужно. Человеческая масса - лишь инструмент истории, в то время как истинными её творцами являются личности. Во всяком случае я именно так вижу ответ на извечный вопрос о роли личности и толпы в истории.