Небольшой, но достаточно интересный музей есть в самом метро. И, что логично, посвящен он, опять же, метрополитену:)
Под Москвой
товарищ крот
На аршин
разинул рот.
Электричество гудет,
под землей
трамвай идет.
По Москве-реке
карась
смотрит
в дырочку сквозь грязь.
Под рекой
быстрей налима
поезда проходят мимо.
(с) В.В. Маяковский
Полное название музея звучит так: Народный музей московского ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитена имени В.И. Ленина.
Появился он в 1967 году по инициативе ветеранов метрополитена и поддержке заместителя начальника Московского метрополитена (с 1944 по 1974) Зинаиды Троицкой.
Вход в музей - неприметная дверь, располагающаяся в южном вестибюле станции Спортивная. Если ехать из центра, то это первый вагон. Стоя спиной к турникетам - дверь будет по правую руку.
Внутри все тоже довольно странно и пугающе...
Ощущение, что попал совсем не в музей, а в помещение для работников метро и вот-вот тебя выгонят, но нет:)
Впереди последняя дверь, за которой....
Наконец-то находим табличку, с информацией о музее:
Обратите внимание на перила! Они выполнены в виде поручней эскалаторных:
Кстати говоря, с лестницы открывается забавный, на мой взгляд, вид на вход в метро:
Добравшись до 3го этажа:
Поток информации обрушивается моментально:)
Собственно, это первый же зал музей, сразу за входной дверью.
Следующий зал больше по размерам и по количеству экспонатов:
Об открытии нормального движения по линиям первой очереди московского метрополитена
На основании постановления Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР об открытии нормального движения по линиям первой очереди московского метрополитена 15 мая 1935 года, приказываю управлению метрополитена:
1. Открыть московский метрополиген для всеобщего пользования с 7 часов утра 15 мая 1935 года.
2. Движение производить беспрерывно с 7 часов утра до 1 часа ночи.
Народный комиссар путей сообщения Л. Каганович.
Осмотр зала начинается по часовой стрелке и хронологически: от проектов строительства до билетов и современного состояния метрополитена им. В.И. Ленина.
Собственно, как и полагается метрополитену, до недавнего времени носившему имя В.И. Ленина, в центре зала стоит бюст вождя пролетариата:)
Но имя Ленина московский метрополитен получил не сразу. Изначально метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, который, будучи первым секретарём Московского комитета ВКП(б), курировал закладку и строительство первой его очереди. Указ о присвоении московскому метрополитену имени В.И. Ленина был подписан 25 ноября 1955 года в связи с окончанием строительства ленинградского метрополитена и особыми заслугами московского, который за 20 лет работы сумел зарекомендовать себя образцовым советским метрополитеном.
Перемещаемся в следующий по ходу движения зал. Там нас встречает кабина машиниста в вагоне типа 81-717. Вагоны были сняты с производства еще в 1988, но многие до сих пор бегают под Москвой.
Можно поупражняться в переключении скоростей. Многие узнают характерный звук переключения этого рычага, который всегда слышно на передней площадке первого вагона.
В этом же зале много информации о типах вагонов московского, и не только, метрополитена:
Обшивка стен вагонов (собственно, знакомьтесь, линкруст). Сейчас на сокольнической линии бегают поезда с вагонами стиллизованными под вагоны типа А, в которых можно наблюдать нечто подобное:
Типы вагонов:
Сотрудники электродепо различных:
Рэлсы:
Тележка типа "УГ".
Состоит из рамы, люлечного подвешивания, надбуксового подвешивания, двух колесных пар с буксами, тормозных устройств, деталей подвески тяговых двигателей (с опорой на осевые подшипники) и двух брусьев с токоприемниками. Кузов вагона покоится на двух таких тележках. Использовались под вагонами типа "Г" (1940-1988 гг).
Следующий зал посвящен техническому обслуживанию метро. Именно здесь можно узнать, как обеспечивается стабильная работа сложнейшей системы, и посмотреть на оборудование, с которым приходится работать работникам метрополитена.
Начинается осмотр, как положено, с турникета:
Не забудьте пятикопеечные монеты! Говорят, что турникет даже работает...
Механоэлектрический пульт управления движением поездов 30х годов ХХ века, использовавшийся для организации движения поездов в пределах станции.
В описании указано, что наряду с электрическими командами в приборе использовались какие-то хитрые механические зависимости, исключавшие ошибочные действия персонала.
Электрический пост управления движением поездов в пределах станции, находившийся в эксплуатации с 1965 по 2009 год:
Щит вспомогательных приборов с мраморной панелью. Предназначен для организации движения поездов при отказе основного оборудования:
Вернемся к основному залу и продолжим его осмотр:)
В музее достаточно большая коллекция значков, медалей и т.п. вещей
Стенд, на котором показана "история метро в его билетах":
Конечно же это не все интересности, которые таит в себе музей московского метрополитена, поэтому к посещению рекомендовано!
Часы работы:
понедельник - с 10:00 до 16:30;
вторник - четверг - с 9:00 до 16:30;
пятница - c 9:00 до 15:00.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Последний понедельник каждого месяца - санитарный день.
Вход посетителей прекращается за 30 минут до окончания работы музея.
Цена: бесплатно.