Гатчинский дворцово-парковый ансамбль

May 18, 2007 14:35

Гатчина расположена в 45 км от Санкт-Петербурга. Здесь находятся исторические и художественные ценности. Это, прежде всего, гатчинский дворцово-парковый ансамбль - ценнейший памятник мировой истории и культуры. Центр ансамбля - императорский дворец, над созданием которого трудились выдающиеся архитекторы и декораторы А. Ринальди, В. Бренна, А. Захаров, Н. Львов, А. Воронихин, А. Штакеншнейдер, Р. Кузьмин.



Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами. Но Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход
План бельэтажа ?



1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Овальная гостиная
Чесменская галерея
Оружейная галерея
Переход
Аванзал
Мраморная столовая
Тронный зал
Белый зал
Малиновая гостиная
Парадная опочивальня
Кабинет Марии Федоровны
Овальный будуар
Туалетная
Тронная Марии Федоровны
Проходная

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.

Зеленая угловая
Греческая галерея
Комната Ротари
Ротонда под гербом
Парадный вестибюль
Театр
Комнаты фрейлин
Китайская галерея
Запасные комнаты
Приемный кабинет
Александра III
Приемная Александра III
Адьютантская
Церковь
Коридор с верхним светом
Медвежья лестница

Средняя часть дворца была почти такой же, как сейчас, только сквозными были полуциркульные арки входных дверей. От главного корпуса отходили дугообразные крылья - полуциркули с открытыми в сторону двора галереями (лоджиями), со стороны паркового фасада стояли две пятиугольные башни. Территорию парадного двора ограничивали с двух сторон одноэтажные симметричные каре - Кухонное и Конюшенное с невысокими восьмиугольными башнями на углах. Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (итальянский скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (Иоганн Морлейтер). Две другие статуи тех же мастеров - «Мир» и «Война» установили со стороны парка.

Статуи у парадного входа



Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал - разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины - Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.

В ходе работ, предпринятых В. Бренной, Кухонное и Конюшенное каре были перестроены, чтобы создать дополнительные апартаменты. В Конюшенном каре устроили театр, библиотеку, арсенал; каре стало называться Арсенальным. В левом полуциркуле, ведущем в Кухонное каре, появились Оружейная и Чесменская галереи (названа так из-за помещенных на стенах трех больших картин художника Ф. Гаккерта с эпизодами Чесменского сражения) Как она выглядела раньше и сейчас:



В 1799 году В.Бренна был занят на строительстве Михайловского замка, и некоторые работы заканчивал А.Д. Захаров. Он завершил надстройку Кухонного каре, разработал проект новой Дворцовой церкви и построил ее (первая в Гатчине церковь существовала во дворце еще при Г. Орлове).



Дворцовая церковь

Храм Пресвятой Живоначальной Троицы - самая первая культовая постройка Гатчины. Ее сооружение относится к 60-м годам XVIII века, когда активно велось строительство Гатчинского замка для фаворита Екатерины II Г.Г.Орлова.
В конце столетия по велению Павла I были осуществлены переделки: появилось царское место, новый иконостас, были расписаны стены и плафоны. По окончании работ в храм стали поступать дары Императорской фамилии.
12 октября 1799 года в церкви поместили святыни Мальтийского ордена. В этот же день состоялось бракосочетание дочери Павла Великой княжны Елены Павловны. 19 октября было совершено бракосочетание Великой княжны Александры Павловны.
Последняя перестройка храма началась в 1844 году в годы царствования Николая I, и с той поры интерьер церкви практически не изменился. Вплоть до революции здесь совершались богослужения для членов императорской семьи, придворных, офицеров гвардии и именитых горожан. В 1901 году в храме венчалась Великая княжна Ольга Александровна, дочь Императора Александра III.
По описи конца XIX века в церкви находились около 700 икон и огромное количество драгоценной утвари. В 1922 году из храма изъяли 340 кг. серебра, 30 кг. золота, жемчуг и драгоценные камни.
В последующие годы были утрачены иконостас, цветные витражи и другие реликвии. Однако архитектурное убранство церкви не изменилось с середины XIX века и сегодня является единственным интерьером Императорского Гатчинского Дворца, сохранившимся до наших дней.

Церковь 2-х этажная. Вход с первого этажа:


По лестнице


Поднимаемся в центральный зал:





Убранство церкви действительно не изменилось. Вот купол:


Считали, фрески купола утрачены в военный период, когда в Гатчинском дворце жили немцы .... На самом деле, кто-то из хранителей до прихода немцев успел их забелить, сейчас это все «открывается». На снимке виден синий фон фрески (2-й ряд снизу, слева) Но денег на реставрацию как всегда нет....

Подземелье ))))

В ожидании все собираются в заднем вестибюле, когда-то он был открытым, и можно было выйти сразу в парк...


Есть в Гатчине еще один неповторимый и удивительный памятник прошлого. Это таинственный подземный ход - 120-метровый тоннель, протянувшийся от дворца-музея до Серебряного озера - единственное в своем роде сооружение в петербургских пригородных дворцах и парках.



Да, в этом отношении Гатчине повезло необычайно. Только здесь, прогуливаясь по темным подвальным галереям, примыкающим к подземному ходу, можно случайно встретиться с загадочным призраком императора Павла I.

Еще с орловских времен в алькове Парадной опочивальни Гатчинского дворца имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.

Серебряное озеро - самый уникальный водоем Гатчинского парка. Оно имеет природное происхождение и питается сильными подземными ключами. «Кристально чистый изумрудный тон его воды напоминает горные озера, - сообщали в 1935 году в книге «Гатчина» ее авторы Серафима Николаевна Бадаева и Георгий Викторович Смирнов. - На берегу Серебряного озера виднеется пещера, каменные глыбы которой полускрыты свисающими ветвями кустов. Это - «Эхо», выход из подземного хода дворца». Исключительно прозрачная вода озера, несмотря на довольно большую глубину (до 13 метров), дает возможность рассмотреть его дно, покрытое слоем серовато-зеленой глины. Она и придает воде изумрудный цвет. Особенно впечатляюще выглядит панорама Серебряного озера с башен Гатчинского дворца.



Свое оригинальное название грот получил от ясно слышимых отголосков: многократного повторения человеческого голоса и звука шагов по каменным плитам, возникающих в глубине подземелья. Акустические особенности грота «Эхо» действительно очень необычны.
Известно, что в парках XVIII века сооружения, выдающие эхо, ценились и даже специально возводились для развлечения посетителей. Для них придумывались и особенные «кричалки»...
Гатчинское эхо тоже имеет свою историю. Громкое восклицание повторяется в подземной галерее несколько раз. По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди.
Первые «кричалки» появились здесь еще в Павловскую эпоху. Ими часто развлекались дети императора. Говорят, что они записаны в какой-то старинной книге... Среди самых известных, которые возможно сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня «кричалки», как:

«Какой цветок не боится мороза?! - Роза!»,
«Как называлась первая дева?! - Ева!»,
«Кто украл хомуты?! - Ты!»

Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание:

«Кто нами правил?! - Павел!»

Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз!
Эхо «работает» всегда. Наша группа так же проверила на себе действие «кричалок». Затем нашу группу попросили «подпрыгнуть» и приземлиться на обе ноги сразу.... эффект был - ощущение, что ты стоишь около 1000 Петропавловских пушек в полдень... (кто не знает - в 12 часов дают залп) просто сражение 1812 года)))

Гатчинский подземный ход хранит немало загадок. Многие посетители дворца-музея специально приходят в подземелье, чтобы встретиться здесь с таинственным призраком или призраками. И это не фантастика! «Призрачной теме» можно было бы посвятить специальное научное исследование...

Одно из них, но сама я ничего подобного там не заметила.

В послевоенный период долгое время подземному ходу была уготована роль склада Гатчинского водоканала. Недоступен для обозрения и грот «Эхо», а громкие восклицания музейных посетителей подземелья глухо обрываются в закрытую арочную железную дверь. Наверное, это один из немногих подземных ходов, который не имеет выхода...

По порку можно сделать «водную прогулку» на лодке или катамаране. Сейчас уровень воды в каналах упал, и к сожалению, на лодке невозможно пройти по этому полуболоту. Хотя 15 лет назад еще можно было проплывать под всеми мостами и по всем каналам.


Вода - безумно чистая... Рыбок много :) И просто красиво: 


Горбатый мост


Павильон Венеры на острове Любви 


Жаль, мосты в парке разрушаются. И и по ним ходят уже другие представители животного мира.


Мое, путешествия

Previous post Next post
Up