Кто-кто, а Андрей Александрович Городецкий, бывший великим князем московским в конце XIII - начале XIV века, вниманием историков и романистов не избалован. Ему по этой части вообще не очень повезло. Как сказал сентиментальный писатель Николай Михайлович Карамзин, которого почему-то называют историком, что "никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского", так и пошло выражение гулять по научным трудам. Для меня, признаться, загадка, почему Городецкий считается большим злом, чем Ярослав Мудрый, своей политикой положивший начало многовековым княжеским усобицам или чем князья Святополк с Давыдом, преспокойно ослепившие своего родственника Василько. По большому счёту, никто из Рюриковичей, оставивших сколько-нибудь заметный след в истории, не отличался кротостью, однако Карамзин обрушился почему-то именно на Городецкого.
Ну да ладно, Бог с ним, с Карамзиным и его "чёрным мифом". Недавно, гуляя по просторам интернета, я нашла интересную статью про Андрея Александровича с оригинальным выводом:
С одной стороны, честолюбивое желание Андрея Городецкого стать великим Владимирским князем и развязывание ради этого усобиц ничем не отличают его от многих князей того времени.
Однако в конкретных обстоятельствах конца XIII - начала XIV веков борьба Андрея за великокняжескую власть стала составной частью начавшегося в условиях татаро-монгольского ига процесса упадка старых политических центров Владимиро-Суздальской Руси и возникновения новых.
При Андрее Городецком этот процесс оформился политически. Своей многолетней борьбой Андрей разрушал вековые политические связи и традиции Владимирской Руси, расчищая путь для политических процессов XIV века, когда ведущую роль начали играть Тверь и Москва, а потом и Нижний Новгород Автор, Артём Еранцев, подметил верно: этот князь был не первым и не последним князем, добивавшимся высшей власти. И какими-то особенными зверствами, выделявшими бы его среди прочих, он не отличался. Но больше всего мне понравились попытки показать Городецкого борцом с отжившей политической системой: это он не вульгарным образом за власть боролся, это он приближал великие перемены.
Словом, даёшь исторический пиар и переоценку действий городецкого князя! Благо простор для творчества есть: про его попытку политической реформы уже сказали, союзы с татарами - это проявление модной нынче тяги к евразийщине, а чтобы никто из историков не сомневался в его патриотизме, Городецкий ещё и шведов под Ландскроне разбил - а пусть на Русь не шастают и радужные стяги где попало не вывешивают! :)