... не есть истинное Дао. Всё-таки прав старина
Лао-Цзы. В данном случае, в том смысле, что я ещё раз убедился, что никакая книга с описанием практик не заменит живой передачи.
А книга - хорошая. Но, к сожалению, в основном - в теоретической части. В плане практики, в книге всё не настолько гладко, как поверхность её глянцевых страниц. Описаны следующие практики:
- Комплекс оздоровительных динамических упражнений 8 кусков парчи (Бадуаньцзинь)
Описано очень подробно сначала в основной части, затем в приложении. В итоге, по объёму это описание занимает добрую половину книги.
- Стояние столбом (站桩 - zhàn zhuāng)
Почему-то с опущенными руками, и не нашёл описания внутренней работы, без которой упражнение сильно теряет в эффективности. Всё-таки это Высший Цигун, где основная задача - накопление энергии и очистка энергетических каналов, а не боевые столбы, где акцент смещен на выстраивание структуры тела для боевых искусств и внутренняя работа играет менее важную роль.
- Начальная алхимическая практика - выплавление малой пилюлю бессмертия (собирание малого снадобья)
Во-первых, удивило, что практику предлагается выполнять лёжа, причём перед сном :) Тот, кто умудрится не заснуть в такой ситуации, уже большой мастер, и никакая практика ему не нужна ;) Во-вторых, опять же невнятно описана внутренняя работа. И, в-третьих, практика существенно урезана:
из 6-ти этапов этой практики (причём это только открытый раздел, есть ещё этапы из закрытого раздела), в книге приведены лишь два:
а) привлечение космической Ци в нижний даньтянь;
б) запечатывание даньтяня для прекращения утечек;
в) выплавление канала сохранения жизни;
г) выплавление канала совершенствования жизни;
д) выплавление малой пилюли бессмертия;
ж) поиск истинного свинца (юань Цзин)
Возможно, в данной школе эта практика сохранилась именно в таком виде. Но кажется маловероятным, что практикуя так за приемлемое время можно достичь каких-то результатов. Либо, что тоже вероятно, в книге приведен сокращенный вариант, а полная версия доступна лишь в личной передаче.
Процитирую одно
понравившееся место:
Практика «выплавления» выполняется каждый день перед сном длительностью самое меньшее - полчаса. Если практиковать таким образом постоянно и без перерывов, в области точки шэньцюэ (пупок) начнут появляться такие ощущения, как «набухание», «онемение», «жар» - это будет свидетельствовать о том, что начальный этап «плавильной» практики завершен, и обыкновенный человек начинает преодолевать тленность бренного тела через очищение, входит в состояние, когда устраняются болезни и изгоняется нечисть, накапливаются добродетели и уменьшаются кармические последствия, обретаются здоровье и долголетие, наступает период радости, добра и чистоты. В это время обнаружатся многие другие полезные проявления практики «плавления», начнут развиваться скрытые возможности материи человеческого тела, которые могут восприниматься на грани мистики (видимо, имеются в виду различные особые способности). Однако не следует стремиться ухватить их и эксплуатировать, только естественным путем практикующий «плавление» достигает подлинной искренности (чжэньчэн), подлинной сознательности (чжэньи), подлинной сердечности (чжэньсинь), только естественным путем обретает Дао.
Всё правильно. В теории. Но лично у меня есть большие сомнения, что практика, выполняемая в описанном виде, приведет ко всем перечисленным результатам.