Нурхаци и Абахай.

Dec 29, 2013 13:54

bolivar_s

Нурхаци.  Маньчжурский хан, повторивший судьбу Чингисхана. Он изгнал войска империи Мин из Маньчжурии и создал Маньчжурское государство


Маньчжурский хан Нурхаци

Чжурчжэньские племена к середине XVI века занимали обширную территорию к северо-востоку от Великой Китайской стены, «размножившись, как пчелы». Между ними шла жестокая борьба за власть над соседями, в которой все больше первенствовало племя маньчжур (маньчжу). Его вождь Гиачанг с сыном Тэкэши многое сделали для объединения чжурчжэней, одержав ряд побед над соплеменниками.
Императора династии Мин встревожило то, что на северных границах вот-вот должно было появиться сильный в военном отношении союз племен. Он послал войско на помощь одному из племенных вождей чжурчжэней Никану Вайлану, и тот разгромил ставку Гиачанга и Тэкэши. Вожди маньчжур были убиты.
Оставшемуся в живых 16-летнему сыну Тэкэши - Нурхаци - пришлось оставить родной очаг. Мачеха лишила его наследства, а люди Никана Вайлана преследовали его. Девять лет длились его скитания, и в 25 лет беглец, обладавший сильными качествами бойца-поединщика и полководческим дарованием, стал обладателем отряда из 30 прекрасно подготовленных воинов-латников.
С ними Нурхаци и начал войну против своего кровного врага вождя Никану Вайлана. Тот предложил сыну Тэкэши покориться и пойти к нему на службу, но получил твердый отказ. Отряд латников Нурхаци атаковал город-крепость Тулунь, в которой находился Никан Вайлан. Тот, понимая, что в его войске много недовольных его властью людей, бежал из Тулуня.
Усилившись в Тулуни перешедшими на его сторону воинами, Нурхаци начал преследование Никана Вайлана, занимая одну за другой крепости чжурчжэней. Так были взяты крепостные города Изябань и Фушунь.
Никан Вайлан бежал к китайцам, чьи крепости стояли на границе. Китайцы, не желая конфликтовать с набиравшим силу вождем племени маньчжур и желая его задобрить, выдали своего бывшего союзника. Тот был казнен, а Нурхаци получил от послов правителя империи Мин богатые дары: восемьсот лан серебра и пятнадцать кусков шелка.
Среди вождей племен чжурчжэней была сильная военная оппозиция власти Нурхаци. В 1593 году отряды девяти племен, объединившись, напали на племя маньчжур, но были разбиты благодаря военному таланту вождя Нурхаци, продолжившего объединение чжурчжэней в единое государство.
К 1601 году он создал систему управления страной, скопированную с монгольской системы, больше напоминавшую военную диктатуру. Нурхаци, отказавшись платить дань императору Мин, уже имел 40-тысячное войско.
Начиналась эпоха маньчжурских завоеваний. В 1607 году Нурхаци начал войну с племенами варка, взяв их главный город Фейю. Побежденные племена ушли в Китай и Корею. Через два года последовал новый поход на варков: маньчжуры дошли до берега Восточного моря.
До 1618 года Нурхаци военной силой покорил племена, проживавшие на территории современной китайской Маньчжурии. Сперва его сын Абахай захватил области Мулунь и Ургучэнь на побережье Восточного моря. Затем были разгромлены племена хурха. Яростным штурмом берется город-крепость Эхэколунь племени воцзи, которое было «разорено».
В 1616 году Нурхаци, хорошо знавший историю, объявил себя ханом государства династии Поздняя Цзинь. В столице китайской империи Мин всерьез встревожились. Их сосед становился все сильнее в военном отношении, и к тому же он строил сильную централизованную власть. В Китае хорошо помнили завоевательные походы Чингисхана и его потомков.
В 1618 году маньчжуры совершили удачный поход на Ляодун (Ляодунский полуостров), захватив там провинцию, принадлежавшую Китаю. Она стала для них базой будущих вторжений в империю Мин и Корею.
Поводом для первого похода Нурхаци на Китай послужило следующее событие. Вожди племени ехэ попросил у империи Мин помощи в борьбе против маньчжур. Император прислал им «полк» солдат с огнестрельным оружием, а от правителя государства династии Поздняя Цзинь потребовал прекратить войну против ехэ.
Прочитав такое грозное послание, Нурхаци посетил храм предков, встал на колени и произнес речь, которая заканчивалась словами: «…Я не в силах более переносить кровные обиды. Иду мстить империи оружием!»
Маньчжурская 20-тысячная армия в конце 1618 года отправилась в поход. На равнине Фахуньомо ее встретила «злая зима». Венценосный полководец Нурхаци собрал военный совет, сказав: «А не вернуться ли нам назад? Дождь мешает продолжать войну».
На это его сын Дайшань, выражая мнение участников совета, смело ответил отцу: «Как можно оскорблять армию, готовую к сражениям? А дождь - добрая примета, предвестник победы». Тогда Нурхаци издал приказ о начале войны до победного конца. Зимой войско маньчжуров «погуляло» по приграничью империи Мин и с богатой добычей вернулось домой.
Весной 1619 года 200-тысячная китайская армия начала ответный поход. Четырьмя походными колоннами она двинулась на столицу Маньчжурского государства крепость Синцзин. Нурхаци имел 20-тысячное войско. Будучи прекрасно осведомлен о действиях неприятеля, он решил разбить его по частям.
Одной из колонн китайской армии командовал полководец Дун Сун, имевший 50 тысяч воинов. Когда его войско подошло к реке Хуньхэ, китайцы, не проведя разведки противоположного берега, решили форсировать водную преграду с ходу. При этом не бралось во внимание то, что прошедшие ливни повысили уровень воды в реке.
Когда китайцы, огромной толпой войдя в реку, приблизились к другому берегу, на них из засады обрушился град стрел. Началась паника, и теперь струи «сильной» воды сбивали людей с ног и они тонули в Хуньхэ. Среди первых стрелой был сражен Дун Сун: почти все его солдаты погибли при той переправе.
После этого маньчжурское войско во главе с Нурхаци обрушилось на колонну, которую вел полководец Ма Лин. От беглецов он узнал о судьбе колонны Дун Суна и поспешил укрепиться на горе Сарху. Укрепленный лагерь был обнесен тройным валом, на котором установили пушки, которые китайцы покупали у португальцев. Рядом с главным лагерем (там стояла кавалерия) было устроено еще два малых для пехоты военачальников Пан Цзиняня и Гун Няньсуя. Лагеря были расположены так, чтобы стать ловушкой для неприятеля.
Нурхаци разгадал вражескую хитрость. Сперва лихим ударом конного отряда во главе со своим младшим сыном Абахаем он захватил лагерь Гун Няньсуя. После этого маньчжурское войско зашло в тыл китайцам, и «армия Ма Лина рассыпалась, как черепица и высохшая грязь».
После этой битвы поголовному избиению подверглась третья колонна китайской армии, которой командовал полководец Лю Тин. Он был обманут Нурхаци, который подослал к нему лазутчика под видом вестника от Дун Суна. Тот «сообщал» коллеге, что опережает его колонну километров на пять и сам возьмет столицу маньчжуров. Лю Тин такого стерпеть не мог: оставив обоз под охраной части своих солдат, он заспешил к крепости Синцзин, чтобы опередить своего соперника Дун Суна.
Этого только и надо было Нурхаци. Его конница из засады обрушилась на китайцев. Те стойко оборонялись. Но тут им в тыл ударил отряд пеших маньчжур, переодетых в форму солдат императорской армии. Лю Тин был убит стрелой, а его войско после этого сопротивлялось недолго.
Так империя Мин после неудачного похода потеряла десятки тысяч воинов. А полководец Нурхаци взял город Кайюань, оплот китайского владычества в Южной Маньчжурии. Маньчжуры три дня вывозили из него богатую военную добычу.
Маньчжуры продолжили войну против империи Мин. В 1619 году они захватывают города Шэньян и Ляоян, окончательно разбивают племена ехэ и совершают грабительский поход на племена хурха.
В 1621 году войско Нурхаци совершает двухмесячный поход на китайские земли западнее реки Ляо. В битве под крепостью Ляоян маньчжуры захватывают у разгромленных китайцев большое число огнестрельного оружия.
Успешно действовать маньчжурам против минских войск помогают крестьянские восстания в Китае, которые там вспыхивают одно за другим. В 1621 году в провинции Шаньдун началось большое восстание, организованное сектой «Белый лотос». Немалая часть императорской армии была брошена на его подавление, а не на защиту границы. Восстание в Шаньдуне удалось подавить только в 1625 году.
В том году маньчжуры перенесли свою столицу в город Мукден. В феврале 1626 года армия хана Нурхаци совершает поход в области западнее реки Ляохэ. Осаждается город-крепость Нинюань, на стенах которого стояло много португальских пушек. Два яростных, кровавых штурма Нинюаня не дали победы осаждавшим: гарнизон, которым командовал Юань Чунхуань, держался стойко.
Не помогли маньчжурам и техническая военная «новинка» - щит-колесницы, под прикрытием которых разрушались крепостные стены. Китайцы сбрасывали со стен на эти повозки связки горящего хвороста, пропитанного смолой и серой, разбивали их пушечными ядрами, поджигали руками смертников, которые выбегали из городских ворот.
Потерпев две неудачи, полководец Нурхаци оставил часть войск осаждать крепость, а сам отправился на остров Цзюхуадоа, где находились продовольственные склады противной стороны. С огромной добычей маньчжуры возвратились под стены Нинюаня.
Начался третий штурм китайской крепости. Но неожиданно Нурхаци приказал его прекратить, а войску возвращаться домой. Первый маньчжурский хан был тяжело болен. Он скончался в сентябре 1626 года в крепости Айцзибао, что в переводе означает «Черная курица».
Абахай . Великий маньчжурский хан, объявивший себя императором династии Дай Цин и продолживший завоевание китайской империи Мин


Великий маньчжурский хан Абахай

В феврале 1627 года ханский род Маньчжурского государства избрал на престол ушедшего из жизни Нурхаци его младшего сына Абахая. Он выделялся среди своих братьев воинственностью, силой, упорством и коварством. Он и продолжил дело своего отца, окончательно покорив все племена, окружавшие земли маньчжур. Так, в 1629 и 1631 годах им были совершены два больших грабительских похода против племен варка.
Абахай не забывал, что главной целью жизни его великого отца было завоевание империи Мин. В 1628 году великий маньчжурский государь продолжил завоевания на Ляодуне, взяв и разрушив несколько китайских крепостей и 13 почтовых станций. После этого маньчжуры совершили поход на Пекин, но после ряда побед они понесли поражение, после чего повернули домой.
Правитель Маньчжурского государства заботился не только о поддержании военной силы и численности своей армии, но и о современном оружии для нее. В 1630 году маньчжуры сами стали отливать пушки, что стало для династии Мин «черной вестью».
Сын Нурхаци увеличивал свою армию не только за счет собственно маньчжур и покоренных ими племен. Он охотно принимал к себе на службу мятежных китайских военачальников с их воинскими отрядами, которые по разным причинам отказывались служить императору Мин. На сторону маньчжуров в начале 1630-х годов перешли минские «генералы» Кун Юдэ, Ген Чжунмин, Шан Кэси.
Готовясь к большому вторжению в Китай, Абахай в 1631 году обратился за помощью к соседней Корее, которая обладала большим военным флотом. Но ее ван (правитель) Инджо отказался помочь маньчжурам в морской войне против империи Мин, чем навлек на свою страну нашествие маньчжуров.
Абахай принял титул императора 5 мая 1636 года. Теперь он назывался Щедрым и Ласковым, Человеколюбивым и Священномудрым. Он стал основателем династии Дай Цин - Великая Чистота (Непорочность).
Пока шла подготовка большого похода на Корею, Абахай в 1635 году подчинил себе соседей-монголов. Их правителю Лигданхану пришлось покориться и стать союзником маньчжуров в войне против империи Мин.
Самым ценным трофеем в «монгольской операции» для Абахая стала печать императоров Юань. Когда печать оказалась в его руках, подданным было объявлено следующее: «Небо одарило нашего хана императорской печатью. Это символ господства на десять тысяч лет».
Корейский поход состоялся только в начале 1637 года, поскольку военных забот у Абахая хватало. Он исходил из того, что перед вторжением в минский Китай нельзя было оставлять у себя в тылу строптивых корейцев. 100-тысячная маньчжурская армия быстро продвигалась к столице вана городу Сеулу.
Приказ венценосного полководца Абахая своим воинам был суров. Он требовал от них на корейской земле не разрушать храмов, непокорных казнить, сдавшихся без борьбы не закабалять, семьи не разлучать, женщин не бесчестить…
Вступив на землю Кореи, Абахай пошел на военную хитрость. Он отправил впереди своей армии отряд из 300 смекалистых воинов, переодетых в купеческие одежды, которые везли свое оружие, припрятав его в повозках. Отрядом командовал Мафуту, который заведовал маньчжурской казной, человек хитрый и предприимчивый.
Две недели шел «купеческий караван» по дорогам Кореи, так и не вызвав ни у кого подозрения. Перед столичным Сеулом переодетые маньчжуры внезапным нападением истребили отряд воинов вана, позволив бежать только одному коннику. Он и принес в Сеул весть о том, что вражеский авангард уже под городскими стенами. В столице началась паника, на которую так рассчитывал Абахай.
Приближенный вана Цой начал переговоры с Мафутой. Пока они шли, правитель Кореи бежал из своей столицы в крепость Намахан, построенную на высокой скале, и укрылся там. Армия Абахая осадила Намахан. Начался штурм крепости, но взять ее маньчжуры не смогли даже с помощью многочисленной артиллерии и другой осадной техники. Тогда Абахай приказал разграбить Сеул и его окрестности.
Все же завоеватели нашли «ключ» к крепости Намахан. Они узнали, что семья вана укрылась на острове Канхвадо, который охраняла целая военная флотилия. Маньчжуры разбили много корейских кораблей огнем из пушек, высадили на остров десант и захватили семью корейского правителя. Инджо пришлось сдаться на условиях Абахая.
Корея отвергала союз с империей Мин и покорялась маньчжурам. Теперь корейские войска и флот становились частью военной силы завоевателей. Старшие сыновья Инджо увозились в Мукден как заложники.
Осенью 1636 года огромная маньчжурская армия перешла границу империи Мин - китайской Поднебесной империи. Китайцы к тому времени сумели основательно укрепить приграничье с Маньчжурским государством. Они могли нанести упреждающий удар по нему, поскольку войск было много, но внутренние смуты не позволили императору Мин сделать это.
Война разворачивалась в приграничье. В 1641 году Абахай во главе своей армии вышел в район Суньшань. Противник атаковал его авангард, но потерпел неудачу и отступил к горе Тайшань, бросив запасы провианта. Абахай приказал перекрыть китайскому войску все дороги на юг. Однако он взял в расчет то, что и китайцы могут умело нападать на врага.
Так оно и случилось. Китайские войска у горы Суньшань неожиданно для маньчжур напали на Ставку их императора. Тем пришлось податься назад, и Абахай оказался в смертельной опасности: китайцы окружили его Ставку. Лишь бешеная атака конного отряда ханских телохранителей спасла его от гибели.
Через четыре дня у горы Суньшань произошла большая битва. Полководцы императора Мин вознамерились прорваться к крепости Нинюань, но маньчжуры умело перекрыли им путь и в жарком столкновении обратили китайцев в бегство, погнав их на Гаоцяо. Там те оказались в «мешке», поскольку налетели на хорошо укрепленную позицию войск маньчжурского полководца Додо. План Абахая на битву был великолепен по исполнению и результатам.
Минские полководцы со своими телохранителями первыми бежали с поля брани. Маньчжурская конница рассекла китайские войска на части и принялась их уничтожать. Последние уцелевшие воины императора Мин пытались найти себе спасение в мелководном Ляодунском заливе. Победители расстреливали их из луков: убитые плавали в заливе, «как стаи диких уток и гусей».
В 1642 году Абахай после сорванных переговоров с императором Мин вновь вторгся на ее территорию. Было с боем взято несколько «застав» на Великой Китайской стене. В следующем году набеги на Поднебесную империю продолжились. В сентябре 1643 года воинственный маньчжурский хан с титулом императора ушел из жизни.
Маньчжуры завершили завоевание Китая. В 1664 году они заняли весь материковый Китай. В 1683 году ими был захвачен остров Тайвань, и теперь вся Поднебесная оказалась под властью маньчжуров.
http://fisechko.ru/100vel/polk_s/91.html http://fisechko.ru/100vel/polk_s/97.html

Previous post Next post
Up