Дело в том, что нет ни самих цитат из этих листовок, ни самих этих листовок - хотя их выпускали по словам Бакая пудами, и Урусов обещал показать такую, приавляя, правда, что пока он таковых не видел, - ни погромов (в те времена, когда эти листовки якобы выпускались; события января 1906 года в Гомеле - ендинственный т.н. "погром" этого времени - _еврейским_ погромом можно назвать только при очень большой фантазии, хотя выступления "союзников русского народа" включали и действия против нескольких евреев, которых толпа "союзников" и подстрекатели толпы объявили крамольниками - пострадали два магазина, был убит один еврей, десять или одиннадцать ранено; при том, что в Гомеле проживало ок. 25 тыс. евреев, степень затронутости евреев Гомеля событиями января 1906 явно говорит о том, что это был никак не погром евреев; и никаких укащаний из СПб на этот счет Подгоричани, при покровительстве которого сия "народная акция" быда учинена, не получал, да в этом и нужды не было - в Гормеле реальные революционные силы перешли в декабре к самым активным действиям, и чтобы додуматься до попытки поднять против них народ, местное начальство не нуждалось в советах из столицы) - а единственные известные мне пересказы этих листовок ничего погромного не содержат (в одном пересказе - Урусова - говорится: "Будучи патриотами в том смысле, какой недавно придавал этому слову представитель Тверской губернии, истинно русские люди, они всю причину крамолы видели в инородцах: поляках, армянах и обывателях черты еврейской оседлости; и вот в широковещательных воззваниях население приглашалось к самосуду, к борьбе с этими врагами отечества своими средствами, причем к солдатам было обращено особое воззвание, чрезвычайно интересное по содержанию; он у меня скоро будет в руках"; Кандинский пересказывает другую листовку, в которой народ призывался не голосовать за депутатов-евреев и выставленных евреями; Столыпин - третью, вообще посвященную делам в Туккуме, и вот она-то и была обращена к солдатам). Вот, может, в письме Лопухина к Столыпину, опубликованном в 1993, есть что-то конкретное, и если еще и правдивое - то хоть что-то будет.
Не подлежат сомнению четыре веши: а) что Рачковский, который эту типографию и организовал, сам по себе не веря ни в сон, ни в чох, ни в орлиный грай, хотел вести вполне четкую линию - поднимать простой народ в защиту режима против революции посредством той пропаганды, что революцию затеняли инородцы, чтобы им сподручнее было вредить русскому народу и пригнетать его; он в порядке этой линии соорудил "Протоколы", а сама линия пришла ему в голову, видимо, еще в (около)народовольческие его времена: идея поднимать народ на бунт ПРОТИВ режима, агитируя тем, что режим не русский, а равно и просто раскачивать ситуацию, поднимая народ хотя бы на евреев, родилась у наиболее маргинальных и отмороженных революционных социалистов еще в 60-е, и Рачковскому по его качествам в самый раз была и эта идея. б) что немалая часть администрации и лично император были страсть как довольны, что "добрый верный, хоть и непросвещенный народ" заступается за них против их супостатов, а ежели удар народа пришелся не только на супостатов, а и на кого попало в той группе/группах, которые особенно пронизаны супостатами и им особенно сочувствуют, то беда невелика, да и не больно это беда - все больше нехорошие люди страдают, а если и невинные пострадают, то лес рубят, щепки летят, и они вообще противные; как обычно, главным источником таких настроения была трусость - не личная, а социальная, растерянность и бездарность в сочетании с "правом на бесчестье" - то, что потом назвывали большевизмом справа.
в) что укрощение народа посредством той пропаганды, что его на бунт подбивают инородцы, враждебные России - стандартный ход начальства еще со времени Николая Первого, который укрощал холерный бунт, крича на народ, что это его поляки да французы подбивают на убийства врачей и бунты, и что надо таковых подбиваюшщих тащить в полицию, а не следовать их наущениям. В 1905 эту пропаганду вели (правда, не от имени государства) в большом масштабе и с тем большим энтузазизмом, что наполовину сами в нее верили, а на половину от этой половины состав и руководство революционных организаций давали и для такой пропаганды, и для такой веры богатейший материал.
Вот, может, в письме Лопухина к Столыпину, опубликованном в 1993, есть что-то конкретное, и если еще и правдивое - то хоть что-то будет.
Не подлежат сомнению четыре веши: а) что Рачковский, который эту типографию и организовал, сам по себе не веря ни в сон, ни в чох, ни в орлиный грай, хотел вести вполне четкую линию - поднимать простой народ в защиту режима против революции посредством той пропаганды, что революцию затеняли инородцы, чтобы им сподручнее было вредить русскому народу и пригнетать его; он в порядке этой линии соорудил "Протоколы", а сама линия пришла ему в голову, видимо, еще в (около)народовольческие его времена: идея поднимать народ на бунт ПРОТИВ режима, агитируя тем, что режим не русский, а равно и просто раскачивать ситуацию, поднимая народ хотя бы на евреев, родилась у наиболее маргинальных и отмороженных революционных социалистов еще в 60-е, и Рачковскому по его качествам в самый раз была и эта идея.
б) что немалая часть администрации и лично император были страсть как довольны, что "добрый верный, хоть и непросвещенный народ" заступается за них против их супостатов, а ежели удар народа пришелся не только на супостатов, а и на кого попало в той группе/группах, которые особенно пронизаны супостатами и им особенно сочувствуют, то беда невелика, да и не больно это беда - все больше нехорошие люди страдают, а если и невинные пострадают, то лес рубят, щепки летят, и они вообще противные; как обычно, главным источником таких настроения была трусость - не личная, а социальная, растерянность и бездарность в сочетании с "правом на бесчестье" - то, что потом назвывали большевизмом справа.
в) что укрощение народа посредством той пропаганды, что его на бунт подбивают инородцы, враждебные России - стандартный ход начальства еще со времени Николая Первого, который укрощал холерный бунт, крича на народ, что это его поляки да французы подбивают на убийства врачей и бунты, и что надо таковых подбиваюшщих тащить в полицию, а не следовать их наущениям. В 1905 эту пропаганду вели (правда, не от имени государства) в большом масштабе и с тем большим энтузазизмом, что наполовину сами в нее верили, а на половину от этой половины состав и руководство революционных организаций давали и для такой пропаганды, и для такой веры богатейший материал.
Reply
Leave a comment