Ахматова как медоуказчик

Jun 19, 2009 12:27



Ахматова как медоуказчик.

Да, он был хороший мой казначей. - Людовик XVIII о Наполеоне,    
ознакомившись с отличным состоянием казны
и государственных имуществ весной 1814 года.
 Медоуказчики - это такие птички, которые «своим резким криком обращают внимание путешественников на улья диких пчел и по словам ( Read more... )

Leave a comment

wyradhe June 19 2009, 09:40:28 UTC
Да так точно)). Про Чехова:

см. в целом http://www.akhmatova.org/articles/losev1.htm

Ср. тж. Нат. Ильина. "Как-то она сказала, что не любит Чехова. Я: "Почему?" Она: "Подумайте сами". Я стала думать. Придумала вот что: ее стремление к ясности, конкретности, точности не признает недоговоренности, некоей пастелевости... Короче говоря, придумала я нечто шаткое и малоубедительное, однако рискнула ей это сказать... В тот день она приехала из Ленинграда, лежала в маленькой комнате Ардовых усталая, полубольная. В такие дни приглашала к себе так: "Приезжайте, если вам не скучно сидеть с больной старухой..." Итак, я высказала свои мыслишки, а она разгневалась, села на кровати.
"При чем тут это? Совершенно не в этом дело. Поймите: Пушкин и Чехов несовместимы. Чехов и стихи несовместимы!"
Затем она что-то добавила (забыла, что именно) и еще более гневно: "А как он описывал представителей высших классов, чиновника Орлова, его гостей! Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции. Среди правоведов, лицеистов было сколько угодно мерзавцев, но ведь они были хорошо воспитаны! А тут - идут в спальню Орлова и смеются над дамскими вещами. Разве так бывало? Неверно все, неверно! А как он крестьян описывал... Возьмите крестьян у Толстого - вот тот их знал!"
Помолчав, успокоившись, добавила: "Вы только никому не говорите. Для интеллигентов Чехов - икона".

Берлин: "Она обрушилась на Чехова, обвиняя его в том что его мир покрыт какой-то ужасной тиной, что в его мире нет героев и мучеников, нет глубинвы, нет высот, у Чехова "не блещут мечи".

И т.д.

Просто она была чужда большинству главных человеческих чувств, изнутри почти совершенно пуста, и потому...

Reply

wyradhe June 19 2009, 09:44:16 UTC
Кстати, представления Ахматовой о том, на что были способны аристократы, правоведы и лицеисты касательно шуток над дамскими вещами, поразительно безграмотны и являются классическим мелкомещанским преклонением перед ну уж конечно же стильными-престильными аристократами. Можно почитать мемуары Юсопова или Мещерской, чтобы убедиться, до какой степени тут она впала в идиотизм.

Про крестьян - просто песня, Ахматова их не знала ни в какой степени и никак не могла судить о том, кто их знал лучше - Толстой или Чехов; а практика показала, что так-таки Чехов, причем неизмеримо.

Reply

haliplea June 19 2009, 10:32:49 UTC
Эх, жаль, конечно...
Потому что стихи мне ее как раз нравятся... Некоторые - так даже очень. И не только эстетически.

Поэтому в свое время была удивлена, когда моя бабушка на Анну Андреевну "спустила собак". Тут надо пояснить, что бабушка очень любит Гумилева, и как-то "по женски" нападала на Ахматову, что, мол, она была его недостойна...

Reply

wyradhe June 19 2009, 10:41:47 UTC
Так стихи ее от всего этого не проигрывают. Они очень талантливая мимикрия мыслей и чувств, - стало это возможным только благодаря действительно исключительному языковому дару и способности смешивать и внешне преображать заёмное. Настолько талантливая, что для читателя вообще перестает быть важным, что это мимикрия.

Reply

haliplea June 19 2009, 10:47:31 UTC
Насчет ее любовной лирики вроде "Звенела музыка в саду..." и "Проводила друга до передней..." вполне готова поверить.

Но неужели мимикрия и "Реквием", и "Для того ль тебя носила..."?

Сознаю, что всякое ощущение от поэзии субъективно, и все же последнее это (о брате) цепляет сильно...

Reply

baburov June 19 2009, 18:27:56 UTC
К "Реквиему" и "Для того ль тебя носила..." это относится в еще большей степени.

Reply

haliplea June 19 2009, 18:34:38 UTC
Почему Вы так полагаете?

Reply

baburov June 19 2009, 18:41:59 UTC
Это в еще большей степени придумано, чем все остальное. В этой связи достаточно даже одной маленькой цитаты: "Для нее моя гибель будет поводом для надгробного стихотворения о том, какая она бедная -- сыночка потеряла" (Лев Гумилев). Цитату, чтобы не искать, списал с задней обложки первого издания "Анти-Ахматовой".

Reply

wyradhe June 19 2009, 22:02:18 UTC
Она фактически бросила его на произвол судьбы в его третьей отсидке, не предпринимая и одной пятой тех хлопот (по его освобождению), о которых он просил ее, и безмятежно извещая его, что все это все равно не поможет, а потому она и дергаться не будет.

При этом считала и как-то сказала ему (когда он уже вернулся), что никакая мать не принесла ради своего сына таких жертв, как она - ради спасения Льва Гумилева, а он, неблагодарный, еще претензии выставляет. Он спросил, что ж это за жертва. Оказалось, это то, что она ради его спасения написала стихи в честь Сталина и так ПОЖЕРТВОВАЛА ДЛЯ СЫНА СВОЕЙ МИРОВОЙ СЛАВОЙ И РЕПУТАЦИЕЙ НОНКОНФОРМИСТА, - а он ценит и еще за что-то ее укоряет!

Реакция Гумилева была такой: чтоб ее просто не ударить, он бросился на пол, натурально по нему катался и осыпал Ахматову матерной лагерной бранью. И я его вполне понимаю.

Reply

(The comment has been removed)

haliplea June 19 2009, 11:10:32 UTC
Дошло про землячку :) Замечательный каламбур: "землячка в хорошем смысле этого слова"...

А что до стихов... Ну да, конечно, не стоит идеализировать даже талантливую личность в плане личностных свойств. Но все же как-то же личное проявляется в творчестве.
Ох, загадки психологии...

Reply

тавтология haliplea June 19 2009, 11:11:49 UTC
перечитала свой коммент... ужас - три раза подряд "личн"...

Reply


Leave a comment

Up