Читая Сказание о Дракуле... N+1

Apr 24, 2020 20:31

Читая Сказание о Дракуле...

Эпиграф: "Даже Герцен, находя, что «гнусно написано», тотчас оговаривался: «с другой стороны много хорошего, здорового»".Читая русское Сказание о Дракуле ( Read more... )

Leave a comment

wyradhe April 24 2020, 17:56:48 UTC
P.S. Вишенка на торте еще и в том, что значение прозвища Дракул вовсе не "диавол", хотя автор формально как-бы-прав. Дракул в качестве прозвища Влада и его отца, которое они носили сами, по собственному желанию, значило, естественно, Дракон,Змей. Но это же слово в румынском было и остается эвфемистическим обозначением черта, дьявола (стало в итоге фактически просто значить "черт, дьявол"). То, что автор Сказания ухватился именно за это значение слова "дракул", только его и упоминает и именно его дает как перевод имени Дракулы, прибавляя при этом, что каково его имя ( в этом самом значении, - автор никакого иного и не поминает), так он и всю жизнь прожил, и был столь же зломудр - тоже говорит очень ярко о его отношении к Дракуле. Тем более, что имя-то его было Влад, а не Дракул. " Дракул" - это только прозвище, а не имя. Но настоящее имя автор опускает и заменяет его прозвищем, говоря, что именно это и было его имя и давая этому "имени" вот такой вот перевод. Это примерно все равно, как если бы кто-то написал о князе Иване II Красном ( ( ... )

Reply

wingover April 24 2020, 20:16:00 UTC
Вообще для древнерусской письменности этическая безупречность - скорее правило, чем исключение. Ну или это субъективное восприятие по близости происхождения.

Reply

wyradhe April 24 2020, 22:14:37 UTC
Не знаю - у меня египетская, хеттская, древнеорусская и юкагирская культуры в топ шорт-листе. Надо полагать, никакие связи по происхождению не могут повлиять на тот факт, что у Руси не было нормативной смертной казни много веков, что Мономах рекомендовал не применять даже чрезвычайную смертную казнь даже к самому ужасному преступнику, и что к европейскому уровню репрессивности идти пришлось очень долго - и так и не дошли все равно. Это очень яркий показатель качества культуры. У египтян и хеттов к смертной казни отношение тоже было существенно более холодное, чем у их соседей и чем вообще обычно бывает. У хеттов с некоторого момента тоже не было нормативной смертной казни - только по чрезвычайеным распоряжениям царя в чрезв. случаях. У египтян переписывался текст довольно сурового царя смутного времени, котоорый при этом настоятельно рекомендовал не казнить смертью никого, кроме подстрекателей бунта, а их казнить - только если будет накрепко установолена и прилюдно обличена их вина; и влвсе не убивать тех, кто был ранее царю личеным ( ... )

Reply

torvard April 25 2020, 18:53:31 UTC
>>но красный, о человеке, в народе то же, что дикой, полоумный.<< - и почему эта часть народной культуры замалчивалась при Советской власти? :)
>>У египтян и хеттов к смертной казни отношение тоже было существенно более холодное, чем у их соседей<< - зато до каких эстетических вершин эта культура была доведена в Китае!
Скажите, а Вы теперь в ЖЖ надолго, или снова проездом?

Reply

wyradhe April 25 2020, 21:17:44 UTC
Полагаю, что напостоянно)

"эстетических вершин эта культура была доведена в Китае!"

Ну так в Китае мой любимый персонаж - ханьский Вжнь ди, котоорый эту культуру (вместе с Почтительностью, Самоотречением во имя Дисципоины и пр.) очень не любил и сильно приубавил. Иетересно, что он и у самих китайценв оказался самым любимым - не у китайской культурной традиции, а неосознанно, у народа. Именно его звали в народе заклинаниями с того света через сотни лет чтобы он избавил страну от бед, именно его имя вошло в пословицу со значением "счастья привалило" (досл. Вэнь заменил месяцы [ограничений] на дни [ограничений]), и именно его воцарение было сделано в народной памяти китайским Новым Годом, ежегодный приход которого празднуют фонариками. Это не государство его таким сделало - сам народ, государство просто это приняло.

Reply

semen_serpent_2 April 27 2020, 22:59:24 UTC
"Повесть не сохранилась в списках эпохи Ивана IV. Но ее несомненно знали, и она, по-видимому, была популярна. Об этом свидетельствует русский именослов, в котором под 1538 г. зафиксирован Дракула Вассиан, инок Волоколамского монастыря.41 ( ... )

Reply


Leave a comment

Up