Пастернак и Катаев как народные заступники-1

May 12, 2009 16:30


Пастернак и Катаев как народные заступники-1

Однажды в 1937 Катаев сказал чете Мандельштамов, что он и его брат Петров называют Мандельштама  в разговорах с молодыми как замечательного поэта. Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях без тени сомнения утверждает, что это вранье, в отличие от других вещей, рассказанных им Катаевым: «Это была истинная ( Read more... )

Leave a comment

Comments 24

al_mak May 12 2009, 15:34:06 UTC
В общем, не любите Вы, я смотрю, Пастернака... Да я его и сам не люблю.

Reply

wyradhe May 12 2009, 16:29:03 UTC
"Есть люблю, а так нэт ( ... )

Reply

haliplea May 12 2009, 20:25:39 UTC
Какова интеллигенция - таков и светоч.
Не вся интеллигенция такая, разумеется. Но некая ее часть, которая в нем видит светоч - соответственная.
Злая стала я... Да...
Коллега и подруга любит Пастернака и при этом мыслит очень просоветски.

Reply


64vlad May 12 2009, 15:53:22 UTC
Ваши превосходные выкладки по обоим писателям лишний раз утвердили меня во мнении, что Катаев, при всем своем цинизме, в отличие от Пастернака был человеком душевно здоровым и хорошо знал цену той власти, которой вынужден был покориться. По крайней мере, перед собой не лукавил

Reply

wyradhe May 12 2009, 16:35:48 UTC
Спасибо. Совершенно точно. Учитывать надо еще и принципиальную позицию Катаева только враками зарабатывать себе благоволение власти, но никоим образом не причинением вреда людям, и еще одно: у него же какая была позиция? "Я два года с большевиками воевал в армии и в подполье, пока война не была проиграна вчистую; меня могли убить, чуть ЧК не расстреляла. Но все, теперь уж воевать не за что. Так я уж теперь буду заботиться о себе, своих близких, о том, чтоб людям вреда не делать, а при случае помогать, - но вот стыда перед обществом, за то, что я намеренным враньем славлю Соввласть, и перед самой властью за то, что я ей вру, у меня не будет! Не перед кем тут стыдиться - не заслужило это подбольшевистское и большевизанское общество и эта большевистская власть, чтоб я по отношению к ним был честным. По отношению к каждому отдельному человеку - да . А по отношению к обществу и власти - да подите вы! Пока было можно что-то сделать, я жизни не жалел, чтобы этой чумы не было - пока ваше "общество" отсиживалось по домам и выгадывало, сколько ( ... )

Reply

64vlad May 12 2009, 18:27:17 UTC
Я бы все-таки так не смог. Мне ближе позиция Аверченко и Бунина. Но, во всяком случае, Катаев и врал-то в меру необходимости, не раболепствовал и не строил из себя "юношу с пылающим взором"

Reply

64vlad May 12 2009, 18:37:02 UTC
Вообще, насколько я понимаю, среди новых советских "вельмож" считалось чем-то вроде хорошего тона покровительствовать кому-нибудь из поэтов: Сталин благоволил к Маяковскому, Троцкий и Каменев - к Есенину, Бухарин - к Пастернаку и Мандельштаму, и даже коротышка Ежов, тянувшийся за "вождями", кумился с Бабелем

Reply


akula_dolly May 14 2009, 08:26:51 UTC
Все же, как хотите, тут немало странного. Вы вот, наверное, уже не застали, а я отлично помню километровые советские анкеты, которые надо было заполнять по разным поводам, с многочисленными вопросами: не состоял ли в каких партиях, не был ли на оккупированной территории, нет ли родственников за границей, девичья фамилия матери, полные данные на родителей жены или мужа и тп. Вряд ли довоенные анкеты были короче и проще, скорее наоборот. (Есть на эту тему пресмешной рассказ П. Романова). Немалому числу заполнявших в каком-нибудь пункте да приходилось врать, так что каждый чувствовал вину перед советской властью, чего она и добивалась.
Поэтому мне трудно представить, как можно было, имея за плечами, как Вы пишете, Гражданскую на стороне белых, не только не испытывать страха, но и высовываться, "помогать" и тп. Тут нужна или уж редкая отвага, прямо-таки рыцарская - что все же с обликом В. П. Катаева не очень вяжется, - или некая уверенность в безопасности, за которую чем-то существенным заплачено. Что-то, чего даже Вы не знаете?

Reply

el_d May 14 2009, 09:01:26 UTC
М-м... она не рыцарская. Но правда редкая. Но чтобы играть в те игры, в которые Катаев играл в Гражданскую, и нужна была именно такая. Не просто боевая отвага, это как раз случай распространенный - а тот вариант, который предусматривает, например, готовность сидеть полгода в подвале с 98% перспективой "поехать в гараж" - и не пытаться купить себе жизнь. А то, что было потом - просто у разных людей разное вписывается в их представление о _комфорте_.

С уважением,
Антрекот

Reply

wyradhe May 14 2009, 14:15:29 UTC
Тут намного проще. Дело в том, что для "дореволюционных" людей Советская власть не донималась особенно за их дела до начала 30-х, если, конечно, это не были густо антисоветские дела. А проверить, кто что делал в хаосе 1917-1920, не было возможностей ( ... )

Reply

wyradhe May 14 2009, 14:26:56 UTC
Вот, кстати, еще пример с тем же Булгаковым. Рисковым и лихим человеком он не был никогда, представить себе как он без всякой нравственной и служебной _обязанности_ лезет в танковую атаку (как это сделал Катаев), невозможно.

И про него-то Советской власти было точно известно, из его дневника, из его автобиографических произведений, из его собственных показаний в ГПУ в 1927, что был он у белых, и что все симпатии его были на стороне белых, и что большевизм ему ненавистен. Тем не менее он не побоялся высовываться с письмами к Сталину, в том числе вступаться в обращениях к Сталину за арестованных или сосланных.

Люди этого времени сильно не походили на поколения наши, которые и выросли рабами и детьми рабов, обычно еще и не понимавших, что они рабы.

Reply


Leave a comment

Up