Царица Далука, спасибо Макризи

Feb 04, 2016 15:47

Царица Далука, спасибо Макризи

Еще один красный подарок белому пану от Макризи - можно считать, окончательное решение вопроса о царице Далуке))

В арабской традиции о Египте есть предание, что после того, как Фараон Моисея, который правил после амалекитов 400 или 500 лет, потоп в море, египтяне избрали на царство царицу Далуку, та переустроила правление страной, и Египет еще 400 (или 620) лет оставался таким, как его устроила Далука, а потом его разорило вавилоно-персидское войско Навуходоносора, и через 40 лет тот же Навуходоносор его аннексировал, после чего Египет оставался чужеземным владением. Я в свое время обратил внимание на то, что тут довольно адекватно приведена схема истории Египта: гиксосы/амалекиты, потом Фараон Моисея - в целом за Новое Царство, период от Далуки отвечает в основном III Переходному периоду, а поход Навуходоносора и аннексия с 40-летним интервалом - реальному походу Навуходоносора в Египет в 567 и персидскому завоеванию Египта Камбизом в 525 до н.э. Вавилонский поход в Египет и персидское завоевание оказались контаминированы (хорошо известно, что эту контаминацию осуществили копты: в коптском сочинении азиатский враг Египта именуется попросту Навуходоносор и Камбиз разом. Еще позднеегипетская традиция I тыс. до н.э. прибегала к такому методу контаминирования разных сюжетов, объявляя попросту, что герои их - это один и тот же царь с разными именами: Амосис, он же Тутмосис, изгнавший гиксосов, в манефониане; Навуходоносор, он же Камбиз, в коптском романе о Камбизе и пр. У нас об этой манере подробнее писали И.А. Ладынин и я, особо подробно - И.А. Ладынин в имеющей выйти в этом году в ВДИ статье).

А. Банщикова в 2005, 2007 и 2015 привела аргументы в пользу того, что предание о стоящей на грани эпох переустроительнице Египта царице Далуке отражает в первую очередь фигуру царицы Таусерт. Дело в том, что в конце XIX династии (ок. 1200 г.) была смута, из которой вынырнул в итоге режим царя Рамсеса-Саптаха, сановника-азиата Баи и Таусерт. Причем Баи и Таусерт были реальными властными фигурами, стоящими за царем. Дальше, как водится, стороны перегрызлись: Баи был казнен, вскоре затем Рамсес-Саптах испарился, Таусерт стала женщиной-царем и включила годы правления Саптаха в свои. Ликвидация Баи при Рамсесе-Саптахе и Таусерт объявлялась великим подвигом, избавлением от "врага великого" (см. подробно работы А.В. Сафронова). Вскоре против нее поднял мятеж некий Сетнахт и сам стал царем. Это основатель XX династии. Годы Рамсеса-Саптаха - Таусерт были при нем объявлены "пустыми годами" (то есть, видимо, годами без законного правителя) и скверны, от которой ему, Сетнахту, пришлось "очищать престол Египта" (что также подразумевает, что фактических тогдашних обладателей этого престола Сетнахт объявил незаконными), а самым главным деятелем и виновником этой скверны был объявлен Баи, именуемый при Сетнахте "азиат Ирсу" (что это "Ирсу" означает, неизвестно - не то исконное имя Баи, не то эпитет "Самопоставленный, Самочинец / Выскочка"), причем искусно обходился вопрос о том, а кто с ним, собственно, покончил.

Иными словами, при Рамсесе-Саптахе и Таусерт считалось, что это они покончили с великим злом, связанном с Баи, а при Сетнахте - что он (и в это зло включены были сами Рамсес-Саптах и Таусерт). Обычное дело.

В традиции Манефона смуты конца XIX династи отразились в знаменитой истории о бедах, пережитых Египтом в конце этой самой династии при царе, именуемом Аменофис и Аменофтес (последняя форма - плод гибридизации имени Мернептах, которое носили несколько фараонов конца XIX династии, в том числе и Рамсес-Саптах, с именем Аменхотеп). Таусерт же у него выступает под именем "Туосрис", последний правитель XIX династии (каким она и была), и конец правления этого "Туосриса" рассматривается у Манефона как грань двух огромных эпох истории Египта - Второй (от утверждения XII династии до Туосриса) и Третьей (от воцарения XX династии до падения независимости Египта незадолго до прихода Александра).

Таким образом, в традиции, используемой Манефоном, Туосрис-Таусерт стоит на грани эпох, точно так же, как Далука в арабо-египетской традиции. Манефон-то не знает уже (или его эпитомизаторы не знают), что Туосрис - женщина, но на деле-то Таусерт таковой была. Притом, что в общей арабо-египетской схеме Далука стоит где-то в конце Нового Царства - начале III Переходного периода по нынешнему счету, как и реальная Таусерт, сказанное и стало для А. Банщиковой основой для соотнесения Таусерт и образа Далуки, тем более, что и некоторые детали предания о Далуке тоже соотносимы с египетскими воспоминаниями о кризисе на рубеже XIX/XX династий.

И вот у Макризи нашелся дополнительный аргумент в пользу этого соотнесения. Он пишет, что после Далуки и ее сына цари-копты (египтяне) правили в Египте 620 лет, а затем Египет перешел под власть царей Вавилона (та же схема, что упоминалась выше). В течение этих 620 лет первым правил Диосколита, 78 лет, затем Саманадус, 26 лет и далее перечислен еще ряд царей. Как заметил М. Мюррэй в 1924 г., Саманадус и его преемники в этом списке, как однозначно видно из их имен и сроков правления - это Смендес, начинающий у Манефона XXI-ю династию, и его преемники из манефоновского списка той же династии (определенной у Манефона как Танисская). «Диосколита» же должен соответствовать предыдущей, XX династии того же манефоновского списка, которая в этом списке приведена суммарно, без имен отдельных царей, с определением «Диосполитанские (т.е. Фиванские) цари» и сроком в 178 (в одном из списков) лет.

Таким образом, Далука и ее сын - непосредственные предшественники XX династии. Таусерт и Рамсес-Саптах таковыми и были. Fin.
Previous post Next post
Up