К предыдущему и последующему.

Jun 05, 2015 19:26

К предыдущему и последующемуК предыдущему. Из трех слышанных мной в армии рассказов в/с в/с о том, как они лично (сотоварищи) в Афганистане вырезали пол-кишлака или кишлак в отместку за погибших товарищей, два принадлежали людям, которые и в Афганистане-то не были, а один - госпитальному санитару из мед.части в г. Кабуле, который в жизни своей не ( Read more... )

Leave a comment

wyradhe June 6 2015, 12:38:41 UTC
На людей они непохожи именно тем, что считали, что так можно и нужно, хотя должны были отлично знать, что в их собственных странах еще совсем недавно считалось, что так нельзя, и что считалось так по соображениям принципиального порядка. А в остальном - в остальном тут то же самое, что в целом на войне: "вообще убивать нельзя, иначе как при прямой ино- и самообороне, а на войне можно и нужно. Вообще невинных не карают за виновных, но вот тут-то и тут-то - стреляй их и репрессируй за виновных". Вот в этих изъятиях из общего правила, оправданных в первом приведенном случае и не имеющих оправдания во втором, и состоит отклонение данных деятелей от человека, а не в том, что они непременно были негуманными. Они могли быть при этом самыми пылкими гуманистами и хоть распоряжаться кормить вражеское население из своих военных кухонь. Это не мешало бы им издавать соответствующие приказы точно так же, как самое великодушное, доброе и жалостливое отношение к пленным и забота о них не мешали в 19 веке расстреливать этих самых пленных в случае, если их невозможно было конвоировать и охранять. "Тут наступает ситуация, когда гуманность к пленным, которую мы вообще считаем должной, должна отступить в пользу.." И вина соответствующих генералов не в том, что они были негуманны (это вовсе не обязательно), а в том, что они приняли, что "вообще не положено трогать невинного за виновного, но вот тут наступает ситуация, когда уже можно и нужно казнить и репрессировать одних за других" - когда она и не думала наступать. А наступила она тогда или нет - это не гуманность сама по себе решает, это выводится из совокупности разных вещей, в частности того, а до чего на эту тему уже дошли люди в твоей стране и других странах в прошлом и настоящем, и из видимой соразмерности.

В противном случае у нас руки опустились бы и перед вопросом о задержании нескольких человек, похожих на преступника, для проверки их личности: ведь тут тоже заведомо будет принесен НЕКИЙ ущерб невинному (он потеряет время и нервы) за виновного.

Герои же Агаты Кристи - дело иное. Они не испортили некий этический общий кодекс и не приняли испорченный кем-то другим вариант этического общего кодекса, они вообще не подчиняют себя никакому общему этическому кодексу.

Reply


Leave a comment

Up