Исторически прогрессивен оказался твой жизненный путь, Ибн Сауд!

Apr 22, 2015 01:10

Исторически прогрессивен оказался твой жизненный путь, ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд!

Из постсоветской истории Саудовской Аравии:

"Представления о жестокости реформы Ибн Сауда во многом преувеличены, хотя его ихваны частенько не давали пощады противникам, убивая в непокорных племенах не только мужчин, но и женщин и детей... Ибн Сауд выполнял ту же исторически необходимую роль, что и Людовик XI во Франции и Иван III на Руси. По тонкому замечанию Г. фон Грюнебаума, бедуины «страдали скорее от неуверенности в будущем, чем от бедности» [140, с. 18]. Ибн Сауд нес желанную уверенность.
Саудовский автор Саид К.Абуриш в своей книге крайне негативно оценивает как личность основателя саудовского государства, так и всю его деятельность. По его мнению, Ибн Сауд с 1902 г. по 1925 г. путем крайне жестоких набегов (он не брал пленных, было убито около 400 тыс. чел. с обеих сторон) смог разгромить самые уважаемые и популярные в Аравии династии (прежде всего образованных и гордых Рашидидов), разрушил все государственные структуры и утвердил свою власть, не взирая на негативное отношение населения к ваххабитскому учению и практике... [154, с. 13-27].
Односторонность такого взгляда очевидна. Повторим, что Ибн Сауд, живя в XX в., оставался по своему мировоззрению и мировосприятию человеком арабского средневековья, действовал в соответствии с нормами не внешнего мира (неизвестного и враждебного), а по законам пустынной Аравии. Успехи, достигнутые им (оставляя в стороне их моральную оценку) в объединении Аравии, действительно грандиозны, и характеризуют его как личность харизматическую, выдающуюся, человека с большим природным умом и талантами, сумевшего встать выше своего окружения и ставшего выдающимся государственным деятелем арабского мира.
...Ибн Сауд решительно переступил барьеры ксенофобии и религиозной нетерпимости. Да, он навязал населению Неджда и особенно более развитого Хиджаза свое господство и идеологию ваххабизма, однако для отсталой Аравии утверждение абсолютной монархии было явным прогрессом, означало движение вперед от родоплеменного общества с элементами феодализма.
Саид Абуриш с осуждением пишет о том, что распространение Ибн Саудом жестоких законов на всю территорию завоеванных им земель привело к тому, что за различные преступления «в четырехмиллионной стране было 40 тысяч человек казнено, и 350 тысяч человек наказано ампутацией руки» [154, с. 27]. Однако задачей любой власти является прекращение хаоса и упорядочение жизни общества. В варварском обществе, какое представляла Аравия в первые десятилетия XX в., возможно было действовать только варварскими методами. Важен был результат, и саудовский правитель добился установления законности (шариатской) и порядка".

***

Цитату из Абуриша я проверил. Да, именно так там и сказано по части чисел (правда, по содержанию автор воспроизвел Абуриша весьма неточно, речь у того идет не о расправах Ибн Сауда, который и сам был хват - "Население он заставляет перейти в его веру и принять его обычаи, а то может перебить всех и разрушить все" - а о приговорах его наместников): In fact the province governors were selected for their loyalty and ability to suppress dissent and proceeded to institute a reign of terror and add to the heavy toll of Ibn Saud's seemingly endless wars. By the time they had subdued the country, they had carried out 40,000 public executions and 350,000 amputations, respectively 1 and 7 per cent of the estimated population of four million.

Я всегда думал, что Чубайс и Ельцин могли бы с полным правом повторить Клайва: "Джентльмены, мы удивляемся собственной скромности!" Поступи их лагерь с населением в десять раз хуже, все равно хватило бы им восторгов и от борнатанычей, и от историков, и от кого хошь - с избытком.

Вот только Саид Абуриш - ни разу не "саудовский автор". Он палестинец по отцу из старинного арабского палестинского клана из-под Иерусалима, египтянин по матери, в 1948 его семья бежала в Бейрут, с 1948 - в Бейруте, с 1958 - гражданин США, корреспондент на Ближнем Востоке, в старости жил в основном во Франции. Ислам даже и формально (но не открыто) покинул в 1950-х.

"His three biographies of Arab statesmen - Arafat (1998), Saddam (2000) and Nasser (2004) - highlighted his aversion to dirty dealing and dictatorship, while never disguising his penchant for old-style Arab nationalism".

"His aversion to dirty dealing and dictatorship". "Односторонность такого взгляда очевидна".

Я не проверял истинности числовых выкладок Абуриша и очень сомневаюсь, пока не увижу подтверждений, что режим Ибн Сауда в самом деле покарал отсечением руки чуть не каждого десятого жителя. Примечательно, однако, что процитированный мной автор этого и не оспаривает: Ибн Сауд ему и так хорош, - "нес желанную уверенность".
Previous post Next post
Up