Замечательная речь Юрия Карловича Олеши о Шостаковиче и Сумбуре.

Mar 26, 2009 17:14



Замечательная речь Юрия Карловича Олеши о Шостаковиче и Сумбуре.

Read more... )

Leave a comment

wyradhe March 28 2009, 13:20:54 UTC
"Удивительно, что его могли назвать "христианским гуманистом".

Не так уж удивительно. Ведь внятно раскрыл свое мировидение он только перед смертью, в "Теофиле Норте" (1973), и именно там сообщил, что в 1914 (семнадцати лет) перестал верить в Бога. "Мартовские иды", уже менее ясные, но довольно ясные - это 1948. А судили о нем по "Мосту короля" (1927) и особенно хрестоматийному "Нашему Городку" (1938), которые - особенно второй - при желании отлично можно толковать по-христиански, что очень часто и делается. Далее, он и в Дне Восьмом, и в Мосте выдвигает разом тот ВОПРОС, "есть ли за делами Вселенной некий разворачивающийся план, или все случайно", и тот ОТВЕТ, что - предположительно - да, есть (только непонятно, какой, - это предельно ясно сказщано в "Дне Восьмом", понятно только как этот план сказывается на людях здесь и сейчас. Мы знаем, что электричество бьет и светит, и это все, что имы знаем об электричестве). Это создает ту иллюзию, что этот вопрос о наличии / отсутствии плана главный для него самого, и что тот факт, что план есть - для него фундаментален по отношению ко всей его системе ценностей. Плюс к тому автоматически предполагается, что за планом, если уж он есть, должен стоять некий личный дух. В сумме выйдет, что Уайлдер теист. А на самом деле - все это плод прибавления к Уайлдеру личных гэгов данного интерпретатора.
Далее, Уайлдер - "оптимист, говорящий Да! миру и жизни". Это на самом деле бессмысленное словосочетание для интеллектуалов 20 века несло некий смысл и ассоциировалось с верой в рай либо на земле (=коммунизм), либо на небе (этический теизм, христианство). Поскольку в Рай на земле У. явно не верит, его прописывали по оставшемуся ведомству. На самом деле он о себе специально говорил, что он вовсе не безоговорочный оптимист, что он полностью отдает себе отчет в наличии неизбывного, неискупаемого и большого зла для живых в бытии.
Его т.н. "оптимизм" состоит в том, что НЕСМОТРЯ на это, жизнь стоит того, чтобы ее проживать.

Как раз в это и вписывается Ваше: "признаниее того факта, что "душа умирает вместе с телом". При этом уайлдеровский Цезарь говорит: все равно нужно жить и жить достойно. То, что всех богов мы извлекаем из своей души, - это та самая свобода, которая большая ответственность. Мы сами строим свою жизнь и отвечаем за нее перед самими собой и еще теми, кого мы своей жизнью так или иначе касаемся".

Совершенно верно.

Reply

(The comment has been removed)

wyradhe March 28 2009, 13:38:33 UTC
"Вот такое вот хреновое лето". Такие мыслители... Но тут не столько 20 века, сколько традиция 19-го в 20-м.

Когда появилось несколько авторов, которые стали продвигать как великое открытие тот (в общем-то) трюизм, что никакого этического объективного Абсолюта не млжет быть в принципе, и что Бог либо не Благ, либо не существуент, а впрочем, это и неважно и его все равно что нет в любом случае, и что полная гармония недостижима, а большая дисгармония неизбывна, и потери неискупимы и невознаградимы, и все это вполне безнадежно, - но все это не лишает смысла проживание жизни и не лишает ни грамма смысла и ценности категории доброго и злого, достойного и недостойного -

то от изумления их даже произвели в особый вид философии - безрелигиозный экзистенциализм... Уайлдера, кстати, нередко и сближают с экзистенциалистами.

Reply

(The comment has been removed)

wyradhe March 28 2009, 13:51:23 UTC
Античность культурно очень неоднородна. Адриан реальный - возможно, а Юрсенар реальная - точно принадлежат к интересующей нас парадигме, и Цезарь ей принадлежал, и Сципион Африканский, и Веспасиан, и греческая архаика. Но античность (реальная жизнь и массовое мировоззрение, а не фмлософия) по большей части - это трамвайный вариант того же самого, с большими перекосами в сторону дурного коллективизма, воспитабля и оправдания "несправедливости-во-имя-общего-блага". А традиция Платона просто нашей парадигме антагонистична.

Reply


Leave a comment

Up