Судьба рода Люй и отношение к ней Вэнь-ди, заключение.
(Начало -
http://wyradhe.livejournal.com/296032.html )
Итак, как относился Вэнь-ди к уничтожению сановниками клана Люй? Само по себе низвержение клана Люй и уничтожение тех его заправил, что при Люй-тайхоу вышли в удельные цари и высшие сановники (вопреки клятвам о том, кому и как присваивать эти статусы) и совместно, как единая клика, притесняли род Лю, вообще не могло вызывать ничего, кроме одобрения. Как, однако, можно было оценить поголовное истребление клана Люй, которым сановники сопроводили это низвержение? И как его мог оценивать сам Вэнь-ди? Как подробно объяснялось в предыдущем посте, сама по себе приверженность к принципам справедливости и ответственности за совершенное не требовала бы непременно осуждать поголовное истребление клана Люй, поскольку тут речь шла не о заложничестве и не об отыгрывании на непричастных, а о репрессии корпорации как целого за то, что она и осуществляла как корпоративное целое.
С другой стороны, Вэнь-ди был приверженцем принципа именно личной ответственности за лично содеянное (как мы помним, он отказался от наказания высших сановников за должностные преступления их подчиненных [к которым сами эти сановники были непричастны, см.
http://wyradhe.livejournal.com/284497.html , п. 6.2], - хотя тут эти высшие сановники несли общую верховную ответственность как руководители, и увольнения высших начальников со скандалом в таких случаях нередки и в наше время), и был великодушен и милосерден, а потому применение к роду Люй корпоративной ответственности, да еще с такой жестокостью, мог считать недопустимым или чрезмерным и осуждать.
С третьей стороны, Вэнь-ди, хотя был (в отличие от своего времени и места) привержен принципу личной ответственности именно как принципу, исключения из этого принципа в сверх-чрезвычайных случаях допускал (*) - так, возможно, историю с кланом Люй он и считал таким исключением?
(*) - например, убрал из законов репрессии родственников за вину родственника, но и после этого один раз за свое правление применил в экстраординарном порядке такую репрессию, а еще один раз хотел применить, но был переубежден своим верховным судьей Чжан Шичжи (
http://wyradhe.livejournal.com/282174.html, конец п.3 - п.5. Повторим, что само право верховного правителя в чрезвычайных случаях осуществлять надзаконные меры считалось тысячелетиями во всех странах совершенно необходимым правом - необходимым не для нарушения справедливости "ради общего блага", а прежде всего как раз для поддержания ее [рудиментом этого права является президентское право помилования], и только пользоваться этим правом надлежало по наведению от общих основ справедливости, с толком и разбором, в тех необходимых чрезвычайных случаях, для которых оно и было предназначено. Вэнь-ди широко пользовался правом надзаконного помилования и смягчения и лишь в совсем исключительных случаях хотел прибегать к праву надзаконного репрессирования; Чжан Шичжи, впрочем, считал, что надо бы еще реже, и в известных нам случаях переубеждал, как мы помним, императора при разногласии с ним на эту тему).
Таким образом, вопрос об отношении Вэнь-ди к поголовной ликвидации клана Люй (и уж, кстати, к убийству сановниками малолетнего императора, от лица которого правила покойная императрица Люй-тайхоу, и еще нескольких мальчикоа, которых она официально представляла тоже как сыновей Хуй-ди) предрешен по общим соображениям быть не может. Обратимся к намекам, которые на эту тему как будто можно извлечь из источников.
Сам переворот против клана Люй
при Вэнь-ди официально считался заслугой совершивших его сановников. По преданию, сам новогодний праздник китайских фонариков был учрежден именно императором Вэнь-ди и именно в честь низвержения люйской узурпации власти.
При этом сразу по прибытии в столицу и воцарении Вэнь-ди издал следующий манифест: "В последнее время члены рода Люй, использовавшиеся на службе, захватили в свои руки всю власть и замышляли большое злодейство, намереваясь погубить храм предков рода Лю [= низвергнуть дом Лю]. Но благодаря усилиям военачальников и советников, владетелей, членов царской фамилии и высших сановников их удалось уничтожить, и они все теперь наказаны за свои преступления. Мы, вступив только что на престол, объявляем амнистию в Поднебесной, даруем народу, [главам семей,] по одному рангу знатности, а женам на каждые сто семей жалуем быков и вина, [пусть все] пируют и гуляют пять дней”.
В этом манифесте обращает на себя внимание то, что речь идет лишь о наказании _использовавшихся на службе членов рода Люй за совершенные этими членами преступления_. Император говорит только об этом и берет на себя только одобрение этого, а всего остального не упоминает вообще. Похоже, что одобрение уничтожения прочих членов клана Люй он не хотел брать на себя даже на словах, даже постфактум и даже в рамках специального похваления сановников за ниспровержение этого клана.
Через небольшое время Вэнь-ди издал специальный манифест о награждении сановников, ниспровергших род Люй, за их заслуги в этом ниспровержении. Манифест гласил: “[В свое время] Люй Чань самочинно поставил себя советником государя, назначил Люй Лу главнокомандующим. [По смерти императрицы Люй] они самочинно, изменным путем, послали военачальника Гуань Ина во главе войск против удельного владения Ци [принадлежавшего принцу из дома Лю], стремясь занять там место рода Лю. Однако Гуань Ин, задержавшись в Инъяне, не напал [на Ци], а сам договорился с владетельными-чжухоу устранить род Люй. Когда же Люй Чань задумал недоброе дело, первый советник Чэнь Пин и глава военного ведомства Чжоу Бо составили план, как силой прибрать к рукам армии Люй Чаня и других [военачальников из членов и сторонников Люй]. Чжусюй-хоу Лю Чжан раньше других схватил Люй Чаня и его сообщников. Глава военного ведомства [Чжоу Бо], лично руководивший действиями Сянпин-хоу Туна, имея на руках верительный знак и [сославшись на] указ императора, проник в расположение северной армии. Начальник посольского приказа Лю Цзе лично захватил печать Чжао-вана Люй Лу. За это дополнительно жалую главе военного ведомства Бо десять тысяч дворов и пять тысяч цзиней золотом. Первому советнику Чэнь Пину и военачальнику Гуань Ину жалую каждому по три тысячи дворов и по две тысячи цзиней золотом. Чжусюй-хоу Лю Чжану, Сянпин-хоу Туну и Дунму-хоу Лю Син-цзюю каждому по две тысячи дворов и по тысяче цзиней золотом. Начальнику посольского приказа [Лю] Цзэ жалую титул Янсинь-хоу и тысячу цзиней золотом”.
И здесь, когда Вэнь-ди специально перечисляет награждаемые им конкретные заслуги по ниспровержению клана Люй, значатся только меры, предпринятые против облеченных властью и силой главных сановников из этого рода - Люй Чаня и Люй Лу и их соратников-подчиненных. Истребление прочих членов рода Люй вообще не числится среди названных и награждаемых Вэнем заслуг. Это также создает вполне определенное впечатление о том, что же он на эту тему думал.
Убиение сановниками малолетнего императора и его официальных братьев не упомянуто тем более ни в первом, ни во втором манифесте; похоже, что его Вэнь-ди не хотел ни одобрять, ни награждать ни полностью, ни частично.
Позднее, примерно через полгода после воцарения, уже укрепившись на престоле, Вэнь-ди издал благодарственный наградной эдикт в адрес своих старых дайских соратников, причастных к его прибытию в столицу на престол, и в этом манифесте вполне прозрачно выразился о своих опасениях в адрес сановников, истребивших род Люй и призвавших его к правлению. Манифест гласил: "Когда высшие сановники истребили всех из рода Люй и призвали нас [к власти], Мы еще сомневались и приближенные все удерживали Нас [от поездки]. Только командующий [моих] столичных войчк [владения Дай] Сун Чан уговаривал Нас [поехать], и Мы благодаря этому смогли встать на охране храма своих предков и приносить в нем жертвы (т.е. стать императором). Ему уже пожалован пост командующего императорской гвардией, сейчас даруем ему титул чжуанъуского владетельного князя. Тех шестерых, которые сопровождали тогда Нас [в столицу], назначаю на старшие должности высших сановников двора”.
Этим эдиктом Вэнь-ди разом и резко разбавил ряды высших сановников своими людьми из Дай, и намекнул на причину этой меры. Существенно то, что здесь, наконец, он впервые заговорил в манифесте об истреблении всех членов рода Люй - но сказано здесь о нем не как о заслуге, а в контексте разговора о том, что Вэнь-ди после этого опасался тех, кто это истребление провел!
Наконец, еще несколько позже Вэнь-ди публично перед сановниками (в ходе дискуссии о том, надо ли начинать большие войны против гуннов,
http://wyradhe.livejournal.com/282936.html) отозвался об этом моменте и об обстановке, созданной переворотом, так: "Ранее во время смут, созданных родом Люй, выслужившиеся чиновники и царские родичи без всякого стыда и совести, нарушая устои, занимали высокие посты, постоянно вели схватки и [в то же время] тряслись от страха" - имен он не назвал, но ясно, что сановников, призвавших его на престол, он включал в число этих смутьянов без стыда и совести наряду с сановниками из рода Люй. Ведь "схватки", о которых идет речь, - это разве что та самая усобица и смута после смерти императрицы Люй-тайхоу, а в ходе этих "схваток" сановники из клана Люй вообще никого не успели атаковать - напали на них. Так что если под захватчиками высоких постов подразумеваться должны были в первую голову соответствующие люйцы, то под ведшими схватки - в первую голову те самые сановники, что низвергли клан Люй. Реплика Вэнь-ди обиняками выражает негативное отношение к ним как к беззаконным насильникам (и то же самое отношение выражали потом при дворе Вэнь-ди: Юань Ан просто говорил о том, что с низвержением люйцев уничтожившие их "сановники захватили управление", и со стороны Вэнь-ди было крайней смелостью после этого откликнуться на их приглашение,
http://wyradhe.livejournal.com/296032.html, конец). А между тем какие именно их действия могли вызвать подобные нарекания? Уж только не само по себе ниспровержение рода Люй, а разве что поголовное его истребление и убийство номинального малолетнего императора и его официальных братьев.
Так что похоже, что Вэнь-ди
относился к этим деяниям с осуждением и даже до известной степени давал это понять.