Nie mehr Lochankin!

Feb 18, 2009 19:16


Поскольку все читатели моего ЖЖ и так знают, что я могу сказать о переживаемой епохе плохого, выражу, что я о ней могу сказать хорошего - потому что данный дракон (не тот или иной правитель, а весь комплекс 1991-2009 слл.) вскипятил как минимум три озера - и потомству кипяченая вода в них очень пригодится. Первое: впервые за почти двести лет можно ( Read more... )

Leave a comment

wyradhe February 18 2009, 21:10:57 UTC
Совершенно согласен. Но дело в том, что, собственно, _формы_ выражения справедливости и милосердия у нас имеются и так - еще со времен реформ Алексанлра II в Российской империи наследство сохранилось (при всем енго разгроме раннесоветской властью). По части справедливлсти _формы_ у нас в основном как положено. По части милосердия с формами - тоже как положено и в смысле ограничений гос. насилия, и в смысле социальной защиты. Только формы эти не обеспечены ни волей населения считать их выполнение действительно ценным и принципиальным делом, ни волей власти обеспечивать их материально. У нас есть принцип и структуры помощи инвалидам и безработным, а также бесплатного образования и здравоохранения, все формы налицо - но власть не тратит на них и одной трети от нужного и сокращает их объемы (при сохранении стрктуры и форм!), а населению все равно. У нас есть процессуальный кодекс и правовая система, отвечающие, в общем, понятиям о справедливости и милосердии - но в милиции пытают и фальсифицируют дела, и суды работают как попало, а власти все равно, и население не считает это особо значимым.

Иными словами, нужные педали и шестерни по части справедливости и милосердия имеются, нет желания ни у населения, ни у власти эти педали крутить.
Это чрезвычайно скверно. Но я и не считаю нынешнюю ситуацию не-катастрофической. Я только говорю, что катастрофичность ее заключается в высокой асоциальности и деморализации власти и населения, и ни в чем ином. При этом формы и рычаги осуществления справедливости и милосердия у нас как раз имеются и не были уничтожены; к ним всегда можно вернуться и наполнить эти формы жизнью, было бы желание; само существование этих форм дает надежную зацепку всем тем, у кого такое желание появилось бы. Им не нужно будет гадать, в какие бы формы отлить справедливость и милосердие, и какие юридические новеллы для этого надо вводить, - как это было в 18 - нач. 19 вв., - вполне сносные формы есть и так.

Безумие же, которое стало нарастать с 1820-х/30-х и к 1848 было уже в полном расцвете - вымерло, судя по всему, полностью, и мешать нормальной реализации справедливости и милосердия, извращая соответствующие устремления и обращая их во зло, больше не может.

Нынешняя ситуация исключительно скверна; но вот это сочетание - сохранение нормальных (хотя заброшенных и сводимых на уровень декорации) форм реализации справедливости и милосердия + полное изживание того умственного и ценностного помрачающего воспаления, которое доминировало почти 200 лет, - дает _следующим_ поколениям (рождения 1995-2010 гг.) крупные возможности для возвращения себя и страны к полноценному человеческому образу и подобию. Причем в обоих указанных отношениях - и по части наличия готовых форм для реализации справедливости и милосердия, и по части отсутствия помутняющего рассудок и совесть магнитного поля утопического безумия, - эти возможности сейчас _много лучще_, чем были когда бы то ни было раньше. Многие другие вещи стали, наоборот, хуже, чем были когда бы то ни было раньше (например, уровень частного, не предписанного приказом и не разрешенного законом насилия и жестокости, а также терпимо-равнодушного отношения к нему, сейчас, по-видимому, выше, чем в любое другое мирное время за последние 200 лет - то есть криминализация общественных нравов и сознания очень высока; ни в какой момент ранее не было мыслимо, чтобы добровольного наемного киллера население готово было возвести в национальные герои, как это произошло с главным персонажем "Брата" ), но вот в тех двух областях, что были мной названы, такие возможности, как сейчас, ранее никогда не создавались. Иное дело, что та самая крминализация и деморализация мешает ими воспользоваться, и получается пока как во французской поговорке: "Нам дают штаны, когда уже не осталось зада". Но я писал только и именно об этих возможностях (даже еще Уже - о той из них, что связана с выгоранием тотально-утопических помрачений и возвращением в этой области к "обывательскому здравому смыслу", который может сочетаться с любой низостью и асоциальностью, но сам по себе неизмеримо лучше указанных помрачений - которые, кстати, тоже отлично могут сочитаться с любой низостью и даже давать ей отличные предлоги для самооправдания и мимикрии).

Reply

smrx February 19 2009, 00:48:27 UTC
Так выгорание утопического идеализма возможно и есть причина асоциализации. Потому что долгое время именно идеи были фактором объединения людей.
А криминализация, потому что идейный ценности дискредитировали себя и не осталось ничего другого.

Reply

wiradhe February 19 2009, 01:11:45 UTC
Несомненно, это вещи взаимосвязанные. Точно так же, как резкий рост организованной жестокости на войне и в мире в Европе с конца 19 века был явно связан, в числе прочего, со стремительной дискредитацией христианства, к которому до того оказалась довольно жестко привязана концепция милосердия. Естественно, государи, полководцы и сановники 1720-1820 гг. ее и без такой привязки осуществляли, но вот для массы и низов, и верхов связь была.

Reply

humanitarius March 18 2009, 23:37:45 UTC
Эти люди проявляли милосердие потому, что были воспитаны в системе взглядов, которая подразумевала милосердие. Она еще много чего предусматривала менее симпатичного, но милосердие было прописано в христианской Европе. Милосердие монархов и сановников - оно оттуда же, откуда личная бытовая порядочность кровавых большевиков: их просто в детстве воспитывали в соответствующих понятиях.
А вот в массово нехристианской Европе (как в позднем СССР) почва, на которой могли естественно воспроизводиться эти понятия, отсутствовала. А раз так - можно из рациональных соображений бросать на растерзание толпы заведомо невинных людей, расстреливать ту же толпу из пулеметов, швырять в ров заложников и пытать. Апогей идей Нового времени

Reply

error_lapsus February 19 2009, 05:35:24 UTC
//уровень частного, не предписанного приказом и не разрешенного законом насилия и жестокости, а также терпимо-равнодушного отношения к нему, сейчас, по-видимому, выше, чем в любое другое мирное время за последние 200 лет - то есть криминализация общественных нравов и сознания очень высока//

Угу. Пятого Могущества слишком много. Не уверен, что сделать Третье Могущество из Пятого легче, чем из Второго.

Reply

wiradhe February 19 2009, 13:11:53 UTC
И я не уверен. Просто констатирую, что один очень тяжелый гандикап (второмогущественность) исчез. Другой, правда, прибавился (небывалая степень пятомогущественности; она и около 1900 была высока, но все-таки непохоже, что настолько). Но я предупредил, что в данном случае буду писать именно о том, что сейчас является положительным для дальнейшего развития фактором - а исчезновение первого гандикапа именно таково.

Сам же думаю, что из второго могущества проще стать третьим при наличии _верхушки, сознательно желающей это сделать_. Этого в любом случае нет и не будет... А стихийно, мало-помалу, пятое могущество имеет некоторые шансы превратиться в третье при смене поколений. Потому что пятое, в отличие от второго, _нормы_ имеет в основном правильные, просто их не соблюдает - и это несоблюдение может основательно надоесть значительной части его населения, которой в этом случае есть, к чему, так сказать, "возвращаться" - законы-то и номинальные концепции и так висели вполне пристойные, было бы желание их выполнять*. Во всяком случае, в Латинской Америке такие процессы происходят.

*Если брать _номинальную_ концепцию нынешнего режима, то она уж такая раззамечательно-нормальная, каких до сих пор в России не было вообще никогда. Социальная защита слабых, социальные гарантии всем, сочетание частного и государственного начал в экономике, поощрение здоровой конкуренции и корпораций при заюоте об антимонопольных ограничениях, крепкая власть, государство, организованное как корпорация при фактически плебисцитарном одобрении/неодобрении правителя и его курса, политический авторитаризм + широкая частная и ограниченная общественная свобода, все положенные вещи по части правосознания и правоприменения, никаких эсхатологических или элитаристски-цензовых извращений... Номинальная концепция - просто зарыдать.

Reply


Leave a comment

Up