Собери минойского колесничего-1
Одна из самых интересных для меня фаз мировой истории - это мир накануне Санторинского взрыва или вскоре после него (по калиброванному радиокарбонному счету Санторинский взрыв приходится на время примерно за 70-100 лет до падения гиксосской власти в Египте, т.е. на середину - вторую половину 17 вю до н.э., по историко-археологическим соображениям - на время самого этого падения - середину 16 в., если не позже). По-моему - и по мнению многих археологов - в калибрации присутстивует некая неучтенная ошибка, удревняющая получаемые за ее счет датировки). В интересующее нас время - за полвека до падения гиксосов - на Крите существует настоящая минойская держава "Миносов" (Санторинский взрыв пришелся на фазу Позднеминойский период I, и лишь через много десятилетий после взрыва началась ахейская колонизация острова), поддерживающая дружественные отношения с гиксосским царством Авариса; ближайший союзник последнего - держава Куша при 2-4 порогах Нила; в Месопотамии еще верховодит держава дома Хаммурапи (и не знает, что ее вот-вот нежданно прикончат); в Анатолии - союз Лукка, конфедерация Арцава и хетты; на юго-западной и южной окраине Армянского нагорья сидят группы переднеазиатских индоариев - "манда/майтта"; другие индоарийские группы распространились еще в 18 - начале 17 века от Кавказа через Иран до Инда, причем вездесущее индоарийское племя камбоджей оставило свой след в топонимике от терр. Азербайджана до вост. Афганистана; местные культуры от центрального Ирана до Инда под воздействием индоарийского переселения перемешались и сместились; Хараппская (Индская) цивилизация агонизирует, в том числе в результате этих смещений; в центральной Европе сидят курганные племена - предки германцев, балтов, славян, кельтов, италиков, иллирийцев... в Греции возвышаются Микены "шахтных гробниц" в связи с переселением ахейцев на Пеолопоннес (17 век)... В Китае недавно сформировалась держава Шан.
Падение державы Хаммурапи, появление Митаннийской империи, падение гиксосов и падение минойского Крита радикально изменили всю эту картину и создали всем известную блестящую эпоху Позднебронзового века - Тутмосы с Аменхотепами, Митанни - Касситский Вавилон - Новохеттское царство, распространение мечей... Тем интереснее исчезнувшая "минойско-гиксосско-аморейская" ойкумена.
Для иллюстраторов она дает большую свободу, поскольку облик жителей великих держав того времени известен довольно плохо. Например, колесничих минойского (доахейского) Крита на последней стадии его существования (конец Среднеминойского и начало Позднеминойского периодов) надо собирать буквально по кусочкам - и в немалой степени по вкусу данного автора. Такую условную сборку можем осуществить и мы - и начнем с шлемов со знаменитой "Вазы Боксеров" из Агиа Триады (Крит, Позднеминойский период I, т.е. период Санторинского взрыва). На этом сосуде из стеатита четыре регистра с изображениями состязаний или испытаний; на первом и третьем - борцы в головных уборах, на втором - быки, поднимающие на рога кого-то, на четвертом - борцы с непокрытыми головами. Головные-то уборы нас и интересуют: у борцов третьего регистра - это хорошо известные шлемы-каски, известные и по Среднеминойскому - Среднеэлладскому периодам, с "рельефными" наушными выпуклостями (аналогично шумерскому шлему Мескаламдуга -
http://s42.radikal.ru/i096/0904/4d/fda3df3143c1.jpg ). У борцов первого регистра реконструкторы (рис. 4-I; рис. 7) любят усматривать те же шлемы, что на третьем регистре, хотя на самом деле там явно другие наголовья: с накладками на тыльной части головы и султанообразными элементами (у борцов третьего регистра нет ни того, ни другого). Нет уверенности даже в том, что в первом регистре на головах борцов именно шлемы, хотя подобие нащечников, аналогичных третьему регистру, и султанообразные элементы делают это вероятным. Поскольку пехотинцы в это время шлемы носят крайне редко, а если и носят - то тем более их носят колесничие, то мы смело можем приписывать наши шлемы минойским колесничим).
1 - отпечаток изображений на "Вазе боксеров" с факсимиле (воспр. из: E. Norman Gardiner. Athletics in the Ancient World [воспр. изд. 1955, 1-е изд. 1930]. Dover Publ., 2002, 11).
2-I, 2-III - фотография фрагментов изображений первого и третьего регистра из: Ronald M. Burrows. The discoveries in Crete and their bearing on the history of ancient civilisation. London, 1907. Pl.1.
3-I, 3-III - cовременные фотографии фрагментов тех же изображений.
4-I, 4-III - фрагменты тех же изображений на реплике-реконструкции "Вазы боксеров" (такие реплики производятся в музее Кандии-Ираклиона, где она размещена, с начала 20 века)
5 - те же шлемы, что в третьем регистре "Вазы боксеров", на печати из Закро (Крит) Среднеминойского периода III
6 - тот же шлем, что в третьем регистре "Вазы боксеров", в виде золотой подвески из дворца Пилоса (найдена под помещением 97, кат. номер 241; Среднеэлладский период III) (Andrea Salimbeti. The Greek Age of Bronze. Early Helmets [сеть]; Christian Vonhoff. Darstellungen von Kampf und Krieg in der minoischen und mykenischen Kultur. Rahden, 2008, 142).
7 - реконструкция двух (на рис.1 - крайних левых) фигур первого регистра Дж. Казелли (Giovanni Caselli. In Search of Knossos: The quest for the Minotaur's labyrinth. F. Watts, 1999, 35). Шлемы на этих двух фигурах (головы которых практически разрушены) реконструированы прежде всего по аналогии с фигурами третьего регистра (очевидно, Дж. Казелли считал, что шлемы в первом и третьем регистрах одинаковы), но "хвост", свисающий с головы, понят как прядь волос, хотя у других фигур первого регистра (с целиком сохранившимися головами) сходные "хвосты" - безусловно, султаны.
8 - реконструкция фигуры третьего регистра Ж. Мартеном (Jacques Martin. Le costume antique. 1. Dargaud, 1999, 35). Не учтены декоративные накладки на лобной части шлема.