Mar 29, 2013 14:26
Прецедент к плачам по Березовскому
2 мая 1945 года премьер-министр Ирландии (Эйре) де Валера явился к немецкому послу в Эйре Эдуарду Гемпелю и выразил ему скорбные соболезнования (condolences - в отличие от современного смысла русского слова "соболезнование", это означает не "мы сочувствуем твоей боли", а "мы разделяем твою скорбь") по поводу кончины Гитлера. Затем от имени президента Эйре его секретарь Майкл МакДанфи тоже явился и тоже выразил. Затем президент Эйре возбудил перед правительством Эйре вопрос о том, что надо бы приспустить флаг в знак скорби по поводу кончины Гитлера (со ссылкой на то, что так сделали по поводу кончины Рузвельта), но тут правительство несколько прижалось и сказало, что приспустить-то, наверное, надо, но не сразу по случаю известия о смерти Гитлера, а в день его похорон - если, конечно, будут похороны. И если они будут назначены, то вот тогда и решим окончательно насчет флага. Похорон, как известно, не случилось.
Бернард Шоу написал в Таймс письмо, в котором всячески восхвалял поступок де Валеры и писал, что рыцарство требовало бы предоставить Гитлеру убежище в Ирландии, если бы он остался жив.
Цитирую (NYT 19.05.1945):
"Правоту поступка премьер-министра [де Валеры], совершенного им, когда сообщили о смерти главы Германского государства, уже отстаивал коммандер МакДермотт. Но его письмо не освещает еще одной важной вещи. В 1943 Союзники призвали нейтральные страны не давать убежища тем беглецам Оси, которые по случаю были объявлены военными преступниками. Португалия отказала им в этом. Прочие подняли лапки кверху и согласились - кроме де Валеры... Так должны были бы ответить все нейтральные государства... [Этот] голос ирландского джентльмена и испанского гранда был долгожданным облегчением от хора мстительной злобы и самодовольной уверенности в своей правоте, который нас оглушает.
...Я рискнул предположить, что Адольф Гитлер окончит свои дни в Дублинском вице-королевском летнем коттедже, как Луи-Наполеон - в Чизлхерсте, а Кайзер - в Доорне. Если сообщение о смерти Фюрера окажется неосновательным, это все еще возможно. Все это [поступок де Валеры и идея про убежище] звучит скорее как акт из "Эрнани" Виктора Гюго [т.е. как нечто высоко благородное "с раньшего времени"], чем как страница современной истории мировых войн; но Эймон де Валера выступает как поборник христианской рыцарственности - той самой, которой мы все якобы восхищаемся. Признаем же благородное сердце, даже если иной раз мы должны оспаривать его мирскую мудрость [тут речь идет не о "мудрости" данного демарша де Валеры, а о тактических разногласиях Шоу с де Валерой по поводу тонкостей обеспечения нейтралитета Ирландии в прежние времена - об этом Шоу писал в другом месте данного письма]".
***
Вот это я понимаю - и имя, и стиль; куда там архангельским с петровскими (см. в предыдлущем посте) угнаться с совково-фельетонными троеточиями и троевосклицаниями (особенно забавна русификация у Петровской: вместо "sic!!!" она поставила "так!!!" - вестимо, читатель НовойГазеты слова sic не знает, и нечего его трудить такими сложностями).
духовного пути воины,
Белый Лент Черное Ухо