Человек, которому хотелось.. - 9.

Feb 16, 2012 02:02

Человек, которому хотелось.. - 9. Религиозные и политические мнения Леонида Ильича Брежнева (продолжение. Предыдущее см. http://wyradhe.livejournal.com/229369.html).

Брежнев, Щелоков, Солженицын

Как видно из предыдущего, Щелоков отнюдь не был сколком с Брежнева. Кумовья расходились во многом. Щелоков( Read more... )

Leave a comment

64vlad February 16 2012, 07:03:25 UTC
Даже если Вы в каких-то случаях преувеличиваете, несомненно Брежнев был мудрее своего окружения (даже не столько интеллектом, сколько житейской мудростью и интуицией), а потому нанёс куда меньше вреда, чем "идейный" Андропов, так чтимый теми, кто жаждал "навести порядок", или настоящий мракобес Суслов. Клише "застойного старца" и "реакционера" несправедливо - он, видимо, понимал все пороки системы, но не знал, как их решительно исправить, чтобы не сломать саму систему и не попасть в пучину хаоса (что и случилось в конце 80-х).
Обычно главным козырем его реакционности выдвигают бесившую творческих интеллигентогв "ресталинизацию". Непохоже, чтобы Брежнев был действительным почитателем Сталина (вот Косыгин, Громыко, Устинов - действительно были). Но он отчётливо понимал другое, очевидное любому нормальноу человеку: своей активной (и насквозь непоследовательной, рассчитанной на наивняк) десталинизацией Хрущёв не только завоевал сенсационную популярность (быстро улетучившуюся под влиянием всех последующих глупостей), но нанёс собственно СССР колоссальный вред и внёс раскол в мировое ком.движение, а сами советские люди писали растерянные письма в ЦК: де как же так, тов.Хрущёв сказал, что всё хорошее сделала партия, а всё плохое Сталин, но партией-то он руководил, получается, партия тайно против него действовала, и как это ей удавалось? А более умные задавали вопросы: если Сталин был такой преступник, то чего стоит сама партия, трусливо повиновавшаяся ему? Брежнев просто понимал, что сказав А, надо говорить и Б, либо не говорить ни того, ни другого. Хорошо понявшие это на нашем опыте китайцы впоследствии после смерти Мао не повторили хрущёвской оплошности и, упразднив "культурную революцию", свалили все преступления на "банду четырёх" (как наши поначалу валили на Берия), а попытавшихся думать иначе студентов расстреляли на площади Тяньаньмынь, никакой опасной демократизации а-ля Горбачёв не допустили, зато де-факто перешли к капитализму, и где теперь Китай и где мы.

Reply

оговорка 64vlad February 16 2012, 07:13:59 UTC
пусть присутствующая интеллектуальная публика не подумает, что я восхищаюсь опытом "китайских реакционеров". Я лишь констатирую, что Дэн Сяопин оказался великолепным прагматиком с т.зрения своей системы и, смягчив её и реформировав экономически, сохранил политическую основу системы и само государство, наши же десталинизаторы Хрущёв и Горбачёв, действуя зеркально наоборот (гласность, затем радикальная демократизация при отсутствии серьезных реформ в экономике), и подорвали авторитет собств.государства, и загнали в тупик экономику, в итоге взорвали бомбу замедленного действия, заложенную Лениным (и заточенную под идею мировой революции) - нац.-гос.структуру СССР.
Объективно те либералы, что восхваляют подобно старым наивным шестидесятникам Хрущёва (а равно Горбачёва), выглядят смешно, как выглядели бы коммунисты, восхваляющие Николая 2-го. К тому и другому вполне применим (с соответств.кторректировкой) анекдот, ходивший в дни 50-летия Октября: "Наградить Николая 2-го посмертно орденом Октябрьской революции за создание революционной ситуации" (соотв. в случае Х. и Г. - предкраховой для СССР ситуации)

Reply

Вы абсолютизировали один аспект ... seespirit February 16 2012, 08:27:40 UTC
среди многих составляющих китайского успеха. Хрущев с Горбачевым тоже ведь не стали громить Ленина, как китайцы Мао. Более того, в современном Китае ошибки Мао признаются, о чем не могло было быть и речи в отношении Ленина в позднем СССР.
Среди разных (и куда более важных, чем хрущевская десталинизация) причин советского провала на фоне китайских успехов, назову только одну.
В целом правление китайских коммунистов во время Мао было много, много более мягким, чем правление советских коммунистов в 1917-1953 годах. В результате к 1953 году СССР являл выжженную интеллектуальную пустыню на всех уровнях. Советским Дэнам попросту неоткуда было взяться, потому как все такие с большим запасом были уничтожены.

А в Китае Дэн поработал себе на фабрике во время культурной революции. много притом писал ...
Оцените разницу.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... 64vlad February 16 2012, 08:30:46 UTC
Вы считаете вакханалию хунвэйбинов эпохи "культурной революции" более мягким вариантом, чем государственный террор НКВД? Своеобразная точка зрения.

Reply

Вакханалия десятиления культурной революции seespirit February 16 2012, 08:53:14 UTC
конечно, была, да вот только ее масштаб (хотя бы в смысле количества репрессированных/уничтоженных) в АБСОЛЮТНЫХ цифрах скромнее чем, скажем, советское десятилетие 1930-1940, а что уж говорить о цифрах относительных ...

То есть, назвав (совершенно справедливо) культурную революцию вакханалией неизбежно следует прийти к выводу, что для советского десятилетия 1930-1940 даже и слова в языке не придумано ...

Reply

Re: Вакханалия десятиления культурной революции wyradhe February 16 2012, 09:05:24 UTC
Не то чтобы намного скромнее, см. http://wyradhe.livejournal.com/230254.html?thread=5938286#t5938286 - и убийства хунвейбинов там были совсем не самым страшным террором. Главные кампании террора - это уничтожение политически враждебных элементов по ходу гражданской войны и после победы; уничтожение крестьянских "банд"; уничтожение деревенских эксплуататоров и связанных с ними лиц. Счет покойников в этих трех кампаниях шел десятка на два миллионов человек - если не существенно больше.

Голод при коллективизации - это еще десятки миллионов. А хунвейбины на этом фоне относительно некрупная кампания террора.

Особенности Мао были в другом: по КИТАЙСКИМ меркам он не учинял такого, что существенно, качественно превосходило бы по зверствам и тяготам Цинов, милитаристов и в меньшей степени Гоминдан. В отличие от большевиков или нацистов, которые дико обрушили планку дозволенного во всех сферах жизни по сравнению с традиционной государственной культурой своей страны (на смену которой они пришли).
Поэтому китайцы - даже и не будучи изуверами - могут на Мао смотреть отнюдь не так, как мы обязаны смотреть на Ленина и Сталина, а могут воспринимать его примерно так же, как Чжу Юаньчжана, основателя династии Мин: вот-де был человек свирепый, жестокий, ни перед чем не останавливающийся, но с государственными талантами объединителя, пресекателя смуты и восстановителя государства; такие-то совершил злодеяния, такие-то перегибы, такие-то от его ошибок и злодеяний были жертвы в народе, а такие-то он провел великие и полезные дела....

Reply

Re: Вакханалия десятиления культурной революции 64vlad February 16 2012, 14:50:19 UTC
Собственно, в чём-то да - ведь до Мао Китай и великой державой не был, а Россия была задолго до большевиков.

Reply

Re: Вакханалия десятиления культурной революции wyradhe February 16 2012, 16:19:45 UTC
Там просто еще и законы потусторонне зверские были. Скажем, и до Цинов, и при Цинах, до самого 1905, вместе с преступниками по закону карали их родственников. За измену, оскорбление величества и пр. казнили не только виновного, но и (независимо от степени их осведомленности - хоть нулевой) его жену, отца, деда, детей, внуков, братьев, племянников и дядьев. Смертная казнь шла за все на свете. Только в 1905 Цины отменили коллективную ответственность невиновных родственников за преступление виновного родственника. Но скоро пошли смута и распад страны на куски, где верховодили генералы со своими бандами, и на практике часто карали и семьи. В 18 веке еще совершенно спокойно применялся геноцид (джунгар велено было истребить поголовно), и в 19 никто не считал это неприемлемым, хотя и не повторял. Нищета при Гоминдане царила такая, что люди в Южном Китае массово ходили нагишом. Мао террор расширил и углубил (и впервые появились казни по классовому признаку, хотя вот их Мао передоверил самим крестьянам - государство избегало карать смертью вовсе без номинальной вины, просто за принадлежность к такой-то соцгруппе), и количественно, и качественно, и в этом смысле был коммунист как положено, но просто его террор далеко не был по зверству таким разрывом с тем, что у китайцев привычно считалось _нормой_, каким был ленинский террор или нацистский для России и Европы - это у них нормы были такие замечательные.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... wyradhe February 16 2012, 08:54:04 UTC
Она и была несколько менее кровавой, судя по трезвым оценкам числа жертв (не только относительного, но даже абсолютного) Общее число насильственных смертельных исходов в культурной революции - возм., 1 миллион 700 тысяч (по слухам, таковы были китайские подсчеты 1984 года), по оценкам Фаркухара и др. - от 750 тыс. до 1,5 миллиона (по другим оценкам - 500 тыс., но это занижено, по-видимому). Из них много десятков и до единиц сотен тысяч - казненные хунвейбины и бандиты или люди, погибшие во взаимных столкновениях орг. группировок, а не те, кого убили революционеры при расправах. Таким образом, число жертв собственно вакханалии - от 0,7/ 1 млн. до около 1,5 млн. чел. Это меньше числа жертв НКВД - ЧК в 1918-1940 даже в абсолютном исчислении, не говоря об относительном числе убитых на душу населения.

Главный террор в Китае там был не при хунвейбинах, а тогда, когда Мао дал отмашку крестьянам (аналоги комитетов бедносты и собрания крестьян, руководимые активистами) истреблять по своему усмотрению деревенскую зажиточную верхушку, помещиков, подкулачников и вообще кого захотят в своих сельских округах. Погибло от 10 млн. чел. - а скорее всего много больше. И были еще кампании террора.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... wyradhe February 16 2012, 09:08:19 UTC
Re: Вы абсолютизировали один аспект ... 64vlad February 16 2012, 08:33:32 UTC
Кроме того, десталинизация (при сохранении ленинизма) по своим последствиям всё равно была подобна тому, как если бы некие еретики рискнули бы (условно говоря, конечно!), сохранив Творца (Бога-Отца), при этом развенчать Христа.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... wyradhe February 16 2012, 09:13:13 UTC
Дэн-то на фабрике поработал, но миллиона полтора с небольшим погибло, примерно столько же было ранено или покалечено, а уж еще миллионов 20-30 были сосланы на фабрики и в деревни, и вот Дэн как раз был один из таких.

Что касается выжженной земли в культуре, то Мао ее устроил сильнее, чем наши. Реформаторы в Китае вышли из самой партии, просто догматический марксизм в Китае никогда не был так принят китайскими коммунистами, как нашими. И практической сметки и опыта у китайских реформаторов было больше вдесятеро: Дэн отвоевать успел, а Горбачев только казенные стулья в жизни протирал.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... reader59 February 16 2012, 09:48:06 UTC
_Дэн отвоевать успел, а Горбачев только казенные стулья в жизни протирал_

А хоть бы и тоже "отвоевать успел". Задача-то стояла принципиально иная: Китай выбирается из аграрного общества в индустриал, а мы погорели на переходе из индустриала в пост-оный, что без полной разборки российской (да-да, это показали последние 20 лет: не советской, она, как выяснилось, всего лишь частный случай, но именно российской) системы не решается в принципе.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... wyradhe February 16 2012, 09:58:10 UTC
Оговорю: я именно как историк этой мифологии / концепции (про аграрное - индустриал - постинлустриал) не разделяю.

Китай в 1980, кстати, был ничуть не менее и не более индустриален, чем Россия в 1925. Но тем не менее Россия дальше пошла индустрилизироваться сталинским путем, а Китай - дэновским.

Погорели же мы не на переходе в постинлустриал, который нам не светит, а на таком банальном факте, как открытие отстающей индустриальной экономики мировому рынку в сочетании с расхищением сырья, энергетики и транспорта магнатами.

Когда в Индии накрылось местное ткачество от конкуренции с английской продукцией - перехода никакого ни от чего ни к чему не было.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... reader59 February 16 2012, 10:20:44 UTC
Сингапур, ЮК, Тайвань и, свежий пример, Малайзия были открыты много больше, чем мы в 90-е, так что это не аргумент. Там проблемы много более серьезные, чем размер таможенных пошлин.

Reply

Re: Вы абсолютизировали один аспект ... wyradhe February 16 2012, 12:53:10 UTC
Только экономика у них была принципиально другая. Папуа Новая Гвинея тоже открыта, и при этом ей от этого нет никакой беды (хотя она никакого малайзийского развития не имеет и иметь не будет).

Reply


Leave a comment

Up