Under the Skin/Побудь в моей шкуре

Jul 30, 2014 11:52

Оригинал взят у dixie_flatline в Under the Skin/Побудь в моей шкуре


В Глазго десантируется пришелец, замаскированный под человеческую особь женского пола. Роль женской оболочки исполняет Скарлетт Йоханссон. Пришельца встречает внедренный земной агент, замаскированный под мужскую особь, гоняющий на мотоцикле по мрачной осенней Шотландии, в его роли шотландский чемпион мотогонок Джереми МакВилльямс. Мы не знаем имён пришельцев, они не говорят друг с другом - лишь смотрят другу в глаза, и, похоже, общаются через зеркала. Чувства пришельцев обострены до предела - зрение и слух их гораздо лучше человеческих. Женская оболочка переодевается в одежду мертвой проститутки, садится за руль белого фургончика. Красит губы в ярко красный цвет. Она бесцельно колесит по депрессивным окраинам Глазго, высматривая одиноких мужчин. Притворяясь заблудившейся глупой цыпочкой, она шаблонно флиртует с простыми шотландскими пацанчикам, которые не в силах, разумеется, противостоять чарам Скар-Йо, возглавляющей хит-парад женских секс-символов. Они садятся к ней фургон, в надежде на легкий секс. Дальше с ними происходит… нечто. Нечто, что сводится к текущему в черной пустоте ручейку кровавой кашицы. Все это звучит как описание очередной шаблонной кинофантастики про похитителей тел, нечто вроде “Особи”, но тут сразу стоит оговориться, что мы имеем дело с фильмом, к которому не применимо понятие “спойлер”. Все вышеописанное лишь моя версия начала фильма, ваша может отличаться. Первые слова в картине звучат где-то на двадцатой минуте. Начало фильма, высадка женской оболочки, напоминает конец “Космической Одиссей 2001” года Стэнли Кубрика - забавно, должно быть, включить “Побудь в моей шкуре” сразу после “Одиссеи”.

Фильм основан на фантастическом романе “Под кожей” голландско-австралийского (у него все сложно в плане гражданства) писателя Майкла Фабера. Роман не известен в России, но, похоже, что он в литературе последователь британского писателя Джеффа Нуна. Роман рассказывает о двух пришельцах, охотящихся на людей в Шотландии, в их мире человеческая плоть деликатес для элиты. Сам пришельцы нечто по форме вроде собак, которых вживляют в человеческую оболочку. Роман сюрреалистичен и саркастичен, в понятиях пришельцев они занимаются фермерством, и, разумеется, у героев есть имена. Ничего этого в кино нет. “Побудь в моей шкуре” чистое визионерство. Мы не знаем кто, что и почему. Мы наблюдаем мир глазами пришельца, зная про него только то, что у него на уме ничего хорошего. В этом плане режиссерская работа Джонатана Глейзера достойна похвал. Мизантропия словно разлита в воздухе, видеоряд и звук тревожны, до мурашек. Особенно мурашек добавляет то, что сцены с массовкой сняты скрытой камерой среди обычных людей. Вот вам и слава, никто не узнавал Скарлетт Йоханссон в образе шлюхи с трассы. В результате, полное ощущением, что за соседним столиком сидит безжалостный монстр, и только ты об этом знаешь, но не в силах ничего поделать.



Картина актерский бенефис Скар-Йо. Трудно представить, что на уме у голливудских суперзвезд, как у тех пришельцев, но рискну предположить, что тема тела, живущего отдельно от души, вообще близка всем актерам. Почти весь фильм героиня Йоханссон, молча, с непроницаемым лицом, крутит баранку, всматривается в зеркало, бродит в тумане, разглядывает капли крови на ладони…. Ее главная задача - сыграть свое знаменитое тело, как чужое. И хорошая актриса Йоханссон справляется, её поклонники не должны пропустить это кино ни под каким видом.

Артахаус стоит сразу назвать артхаусом, но, тем не менее, главный сюжетный поворот фильма мелодраматичен, до полных соплей. Очередная жертва, персонаж с настоящим, не киношным, нейрофиброматозисом, переворачивает восприятие даже у пришельца. Человеческая оболочка берет верх над черной инопланетной сутью, пришелец пытается стать человеком, похоже, не понимая, почему у него не выходит, вот он уже не охотник, а жертва.

Если судить с позиций научно-фантастического кино, то главная заслуга Глейзера, в том ему удалось как-то передать психологию нечеловека. Передать, разумеется, лишь на уровне ощущений, потому что это известный логический парадокс фантастики - если показать психологию пришельца как есть, то человек ничего и не поймет.

Кино, что называется, смелое. Режиссеры, начинавшие с музыкальных видео (а Глейзер снимал видео не для кого-то там, а для Radiohead и Massive Attack) , часто смело напирают на визуал. За Глейзером уже закрепилась репутация человека, который снимает странные фильмы с голливудскими звездами, его “Рождение” с Николь Кидман тоже был странноватым фильмом. Хотя его смелость не стоит преувеличивать - она не выходит за рамки фестивального артхауса, тот, кто варится в этом соусе, вряд ли будет шокирован набором приемов. Неожиданно другое: мне, “ Побудь в моей шкуре” напомнил два старых советских фантастических фильма: Отель “У погибшего альпиниста” и Посредник. Они схожи своей атмосферой. Во всех них фигурируют пришельцы, прикидывающиеся людьми, и при скупости изобразительных средств, атмосфера нагнетается нечеловеческим поведением человеческих персонажей.

Подобные фильмы разводят критиков и зрителей по углам ринга, обозначают линию фронта - критика, в целом, в восторге, простой зритель же спрашивает, зачем на это потратили 13 миллионов долларов? Аргументы обоих сторон весомы и равнозначны. И тут уж каждому надо выбрать - пойти на поводу у автора и попытаться расшифровать послание, или просто перечислить, что мы видим почти два часа - а мы видим суровые пейзажи Шотландии и перекрашенную в брюнетку Йоханссон, которая время от времени исполняет сюрреалистический стриптиз.

Хотя возможно и не надо городить стену смыслов. Может послание авторов гораздо проще? И основной смысл этой драмы - под личиной голливудских звезд скрывается черный инопланетный монстр, сбирающийся тебя уничтожить, таким способом, и по таким причинам, которые ты даже не в силах вообразить?

для Досуг в Москве

фильм

Previous post Next post
Up