Митьки
или
David Bowie
Мифические персонажи нашего детства. Субкультурная религия отцов. Сейчас они слегка отошли в тень, но по-прежнему играют с нами. Просто тогда - в восьмидесятых и начале девяностых - они были стенами и крышей храма самоидентификации молодого прогрессивного поколения, а сейчас стали фундаментом и подвалом современной молодежной культуры. Кто-то из нас время от времени спускается туда (на минутку или на всю жизнь), кто-то живет на верхних этажах и не вспоминает про нижние.
Митьки во многом определили современный неформальный русский язык ( с помощью пропаганды в творчестве "Аквариума", "ДДТ" и т.п., конечно), вывели из маргинального подполья на мифологическую вершину идеализированный образ блаженного, хорошо пьющего нищего интеллигента. Внутренне свободного (иногда до пустоты), прикрывающего зияющие глубины духа и образование святой простотой, непосредственностью и легендарной тельняшкой. Образ, в широком смысле, родственный героям движения авторской песни, а, может быть, и вообще всей русской интеллигенции. При всем этом, собственно "Митьки" так и остались достаточно узкой питерской художественной группой. Внутренним кругом единомышленников.
Боуи, всегда сохранял ту же удивительную двойственность - сочетание универсальной популярности, фактически попсовости и элитарности, культовости среди претендующих на продвинутость и прогрессивность молодых людей. Он создал новый язык, новый стиль, новую образность. Фантастическую легенду о сверхчеловеке из других миров. Существе без пола, без возраста, неземной красоты, с пластиковой душой, и разумом непостижимым и чуждым для обычного человека. Конечно, в отличие от Митьков и Чапаева, он знал языки и мог действовать "в мировом масштабе", но здесь, на русской земле Боуи был на одной доске с местными богами и божками творческого подполья ( в 80-ых) или надполья (в 90-ых). Их контакт был неизбежен.
В классическом романе Владимира Шинкарева "
Митьки" образ Дэвида Боуи ("Дэвид Бауи") - главный антагонист героев, воплощение всего чуждого и отвратительного им, чуть ли не сам КнязьТьмы ( ну, на худой конец, коварный король гоблинов)... В моем подсознании двадцать лет Боуи и Митьки жили как добрые друзья и соратники, полуреальные сказочные персонажи из кухонных разговоров отца с его товарищами в допотопные времена больших надежд и большой искренности.
Poll Myt'ki versus Дэвид Боуи P.S. Замечательный (и противоречивый) образ Дэвида в этом знаменитом
интервью журналу Playboy 1976 года.