Поездка по Европе, апрель 2004. Часть 1. ==================================================
2. Французская ривьера.
Среда 7 апреля прошла у нас в дороге. Утром мы проснулись в половине девятого. На улице был дождь, и было довольно прохладно. Вот она испанская переменчивая весенняя погода! Мы выехали из гостиницы в 9:50 и направились на север. Границу Испании мы проехали без задержек. Пробок у границы не было. Во Франции погода заметно улучшилась: выглянуло солнышко и стало теплее. Часть нашей дороги до Монтпельера проходила по автомагистрали, по которой мы уже ехали три дня назад. Судя по карте, от Калеллы до Ниццы 611 км, которые мы проехали за 7 часов с одной остановкой на обед.
В половине пятого вечера мы были в 25 км от Ниццы и решили заехать во всемирно известный город Канны, где проводится ежегодный кинофестиваль. Этот город облюбовали миллионеры со всего света. Набережная Круазет впечатляет большим количеством шикарных отелей, по ней прогуливаются седовласые джентельмены с тросточками, в золотой набалдашник которой инкрустированы драгоценные камни, и пожилые дамы с миниатюрными собачками, которые пострижены и ухожены по последней моде.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654767.jpg)
Еле найдя место на набережной, чтобы припарковать машину, мы совершили небольшую пешую прогулку по набережной Круазет, сфотографировались на фоне лучезарно голубого моря. Сезон еще не открыт, и туристов было не очень много. Хотя многие художники уже вышли на набережную и предлагают купить свои творения на память об этом чудесном месте. Канны произвели на нас незабываемое впечатление!
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654768.jpg)
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654770.jpg)
Как при въезде, так и при выезде из Канн мы отстояли приличную пробку. Приехав в Ниццу, мы заселились в заказанный отель «Премьер», который находится недалеко от аэропорта города на Английской набережной (Promenade des Anglais).
На следующее утро мы поехали осматривать достопримечательности города.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654789.jpg)
Ницца - главный город Французской Ривьеры, лежит на берегу Бухты Ангелов и на склонах холмов, окружен предгорьями Приморских Альп и прекрасно защищен ими от холодных северных ветров. Очарование средиземноморской природы Ниццы ярче всего проявляется в живописном Старом городе с постройками XVII-XVIII вв., с многочисленными рынками, цветочным базаром. С начала ХХ века сюда на отдых стали приезжать англичане, проводившие здесь целую зиму; их было так много, что семикилометровая набережная города получила название Английской. Она застроена дворцами и виллами в стиле рококо периода Belle-Epoque, их хозяева - и великие князья, любители изысканной роскоши, и богатые чудаки-лорды, и всякие авантюристы. Долгое время обвиняемая в дурном вкусе архитектура начала века сегодня реабилитирована. Ее фантазия и роскошь кажется настоящим гимном наслаждению.
Это центральная улица Ниццы, длиной она более 8 км и начинается она в центре города, а заканчивается около аэропорта, как раз там, где и была наша гостиница. Она тянется вдоль моря, в начале которой стоит гора, на которой сохранились развалины замка XI века. На Променаде также находится и знаменитый отель Негреско, признанный историческим памятником.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654875.jpg)
Сразу за набережной начинается каменистый пляж Ниццы, по которому, когда мы там были, все время ездили бульдозеры, ровняя его перед сезоном. Пляж хорошо защищен от ветра высокой набережной, и, как можно видеть на фотографии, его облюбовали местные бомжи для ночевок.
Поставив машину на подземную парковку в центре города у дворца юстиции, мы пошли на Променад, по которому мы дошли до горы с развалинами замка. Наверх ведет лестница с множеством пролетов. Высота места, где раньше был замок около 100 метров.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654791.jpg)
С горы открывается восхитительный вид на Promenade des Anglais, в конце которого виден аэропорт, и все взлетающие и заходящие на посадку самолеты.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654801.jpg)
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107393/large/1654802.jpg)
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654862.jpg)
С другой стороны горы открывался вид на бухту с узким входом. В бухте находится стоянка для многочисленных яхт. Мы спустились с другой стороны горы к старому городу. По пути мы зашли на кладбище, которое привлекло нас обилием монументов и обелисков. На фотографии можно видеть шикарное надгробие Йозефа Ландау, построенное его женой, в девичестве Поляковой.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654864.jpg)
Визит в старый город подобен путешествию на машине времени. Его посетитель оказывается на узких улочках ХII-XVIII вв. Он скорее напоминает Венецию. Те же цветочные горшки на окнах и сохнущее белье на балконах, такие же столики кафе, стоящие прямо на улице, так как здесь нет места для тротуаров. Солнцу не удается проникнуть вглубь этих кварталов, и оно освещает лишь перекрестки. Мы зашли в один из красивых соборов, названный в честь Св. Августина,
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654865.jpg)
а затем прошли по улочкам до площади Гарибальди, затем прошли на центральную площадь города - площадь Массена. Ее можно узнать по странному монументу в виде огромной дуги, наверняка он имеет какое-то значение, но оно так и осталось для нас загадкой.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654870.jpg)
Кроме монумента на площади находятся красивейшие фонтаны, зеленые газоны и клумбы с цветами, а также уютные скамейки, оплетенные виноградом и клематисами, в тени которых так приятно посидеть и отдохнуть.
Площадь расположена в самом центре города и поэтому стала главным «перекрестком» Ниццы. Нам, как обычно, «повезло», потому что в этот день на этой площади собралась группа протестующий против чего-то демонстрантов. Было много полиции и людей с плакатами и лозунгами.
За площадью Массена находится сад Альберта I, пройдя через который, мы пошли на местный Арбат - Rue de France. Это пешеходная улица с множеством магазинчиков и мощеной мостовой. Даже фонари на ней чем-то напоминают арбатские.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654871.jpg)
Выйдя на набережную, мы решили немного посидеть отдохнуть на пляже, вместе с некоторыми загорающими, которые уже открыли сезон этого года. Как мы поняли, пройдясь вдоль пляжа, тут принято загорать «топлесс», причем возраст, фигура и формы совершенно не важны для загорающего. Ну и правильно - зачем комплексовать?!
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654876.jpg)
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654872.jpg)
Отдохнув на пляже, мы пошли в музей современного искусства. По дороге Яна подкрепилась пирожным. Оно было очень вкусным, недаром французы славятся по всему миру, как прекрасные кондитеры. В музее было много… странных экспонатов: гроб с лебедиными крыльями и головой, сделанный из спинок жуков,
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654890.jpg)
повешенный, сделанный их кнопок и гвоздей, торчащих острием наружу,
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654891.jpg)
расплющенный автомобиль высотой сантиметров 25, и много других «интересных» экспонатов. Музей запомнился своей оригинальностью и неожиданностью решений. Особенно произвели впечатление картины, написанные валиком для краски, например две синие полоски, под небольшим углом друг к другу. Где там искусство мы так и не поняли, серые личности… Конечно можно такое нарисовать и повесить в гостиной, а потом всем рассказывать, что это последний писк моды!
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654899.jpg)
Выйдя из музея, мы прогулялись до залива с яхтами, и вышли на Променад с другой стороны мимо огромного, белокаменного, впечатляющего мемориала, построенного в память о воинах, погибших во время различных войн.
3. Бонжорно, чао, грацио, аревирерче… Или проще говоря - Италия.
Утром 9 апреля мы выехали из гостиницы около половины одиннадцатого утра и поехали на восток к границе с Италией. До границы идет автомагистраль, но мы поехали не по ней, а по небольшой дорожке вдоль моря, чтобы проехать через Монако - карликовое государство, известное столицей европейского игорного бизнеса Монте-Карло. Правда, как оказалось, ничего особо интересного мы там не увидели. Делать остановку мы там не стали еще и потому, что на улице накрапывал дождик, и совсем не хотелось выходить из машины. Мы очень надеялись, что Италия встретит нас более дружелюбной погодой, но мы ошибались… Дождь даже усилился, а при подъезде к Милану стал почти ливнем. От французской границы идет довольно хорошая магистраль, но построена она в Альпах, и, несмотря на то, что она ровная, рельеф под ней очень разный: магистраль состоит практически из одних туннелей и больших мостов над обрывами.
Сразу скажу, Италия нам крайне не понравилась! И совсем не потому, что она встретила нас дождем. Причин тому много.
Проехав границу, мы сразу заметили так сказать «специфику» итальянской действительности: во всех нормальных странах мира (Германия, Франция, Австрия, Испания) все съезды на автомагистралях имеют свой уникальный номер (чтобы было соответствие взаимооднозначное), и чтобы любой даже иностранец мог без труда понять, куда ему надо, ориентируясь по номерам. Так вот, Италия - страна, где ВСЕ съезды обозначены просто кружочками...
Движение по автомагистрали в Италии тоже довольно специфично: во всех странах на магистрали едут по правой полосе, используя среднюю и левую для перестроения, в Италии же почти все едут по левой полосе, средняя немного пустыннее, а правая почти свободна (только не надо думать, что там левостороннее движение). Там просто действие опережает мысль, а часто вообще ее полностью заменяет.
Парковки в городе - отдельная больная тема! Разместившись в отеле в Милане, мы 2 часа искали парковку. Нашли одну подземную парковку, за которую даже в Ницце (где далеко не самые низкие цены) мы бы заплатили 20 евро в сутки. Так в Милане попросили 67.10 ЕВРО!!! Я послал мужика нах далеко и надолго и уехал. В конце концов, еле нашли за 31 евро в сутки.
Кстати, дорожные знаки в городе логичностью, мягко говоря, не выделяются: едем по узенькой улице в центре города, впереди Т-образный перекресток - дороги налево и направо (прямо нельзя). Думаем, куда повернуть, так впереди стоит знак: выезд на дорогу с одностороннем движением НАПРАВО. и прямо ПОД НИМ знак: выезд на дорогу с одностороннем движением НАЛЕВО... БРЕД полнейший!!!
Вообще, перед тем, как ехать в Италию, мы наслушались много историй о бандитизме в этой вроде бы европейской стране. У Яны на работе работает девочка из Италии (она с Сардинии, а муж у нее из Неаполя - это юг Италии), так девочка сегодня делилась впечатлениями о Неаполе. Там бандитский город, она, когда там была, ходила, держа бумажник в руке, чтобы не украли. Муж, как увидел, говорит - ДУРА, убери, видишь парень сзади, у него в кармане джинсов пистолет. Он сейчас подойдет, приставит пистолет к голове и ты сама ему все отдашь. И там это в порядке вещей!
Аналогичную историю мне рассказывал мой шеф на работе - в Палермо (Сицилия) у его коллеги украли просто ВСЕ из номера. Он вышел из отеля и звонил по мобильнику в полицию. Подошел бугай, приставил пистолет к голове и забрал МОБИЛЬНИК, соединенный с ПОЛИЦИЕЙ!!!
Именно поэтому, только в Италии Яна держала рюкзак впереди себя, и еще для контроля рука лежала на его молнии. В общем, «веселая» страна. После Франции, Испании и тем более Норвегии она кажется просто каким-то средневековьем, где господствуют «понятия» и бандитизм.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654901.jpg)
Прошу прощения за небольшое отступление от описания наших похождений. В проливной дождь и +7 градусов мы пошли в Милане на главную площадь города, где зашли в Миланский собор. Была пасхальная пятница и в соборе шла служба с участием каких-то высших чинов духовенства. На входе в собор полиция досматривает все рюкзаки и сумки, проверяет с металлоискателем всех заходящих.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654902.jpg)
В соборе мы немного согрелись, и пошли дальше гулять по мокрому Милану. Из-за такой погоды, желания смотреть какие-то достопримечательности, а тем более идти куда-то далеко совсем не было.
Недалеко от Миланского собора находится всемирно известный театр Ла-Скала, здание которого на нас не произвело никакого впечатления. В общем, судите сами.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654909.jpg)
Мы зашли в какую-то торговую галерею, где нашли пиццерию с неприличным названием "Spizzico", где отведали неплохой и недорогой итальянской пиццы, после которой мы вернулись в отель.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654921.jpg)
Надо сказать несколько слов о гостинице. Справедливости ради надо сказать, что единственное, что нам понравилось в Милане - это был отель «Кинг» (3*), который я заказал по интернету на сайте
RatesToGo.. Нормальная цена номера дабл (как был у нас) в этом отеле 235 евро, но нам он обошелся всего в 60 евро включая завтрак.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654924.jpg)
Завтрак был действительно отменный: много видов разной колбаски, ветчины, сыров, овощей, фруктов, и что нам больше всего понравилось - свежевыжатый апельсиновый сок. В зале стояла прямо машина, сверху были насыпаны апельсины, которые по одному попадали в основной отдел, где они разрезались острым ножом, и сок из обеих половинок отжимался прямо в подставляемый стакан.
Позавтракав, мы выехали из города и поехали снова на восток - в Венецию. 269 км. мы проехали за три часа. В Венеции нам предстояло провести один день, потому что, как это ни печально, отпуск подходил к концу, и на следующее утро нам надо было уже ехать обратно в Германию через Альпы.
Как известно, Венеция - это город на воде. Он расположен на 122 островах со 170 каналами и находится в 4 км от берега. Венеция - город без автомобилей, улиц в привычном понимании там нет. Вместо них - каналы. Общественный транспорт тоже не привычные троллейбусы и автобусы, а катера.
Мы оставили машину в аэропорту Венеции, а сами поехали на катере (water bus) на остров Лидо, на котором у нас был заказан номер в 4* гостинице Russo Palace Hotel. Правда, мы думали, что он должен быть лучше по сервису и номерам, чем "Кинг" в Милане, но в Венеции все отели настолько дорогие из-за обилия туристов в любое время года, что они не считают необходимым делать сервис сопоставимым ценам. Нам, правда, эта гостиница, благодаря тому же сайту обошлась всего в 62 евро (вместо 315, которые номер стоит по обычной цене). Приятным аксессуаром в нашем номере была ванная с джакузи, которая была как нельзя кстати вечером после прогулки.
Оставив вещи, мы поехали на водном автобусе в центр города. Билет в один конец стоит 3.50 евро (без Гранд Канала), в оба конца 6 евро. Можно купить так называемый «проездной», дающий право ездить сколько угодно на водных автобусах в течение 24 часов. Стоит такой билет 10.50 евро.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654975.jpg)
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654976.jpg)
Мы решили купить обычный билет в оба конца за 6 евро, по которому мы могли по идее доехать с острова Лидо только до площади Св. Марка (без заезда в Гранд Канал), но посмотрев, сколько народа на катере, мы решили поехать дальше по Гранд Каналу до моста Риальто.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654989.jpg)
Большой Канал (сanal grande), или Каналаццо - главный проспект Венеции. По форме он напоминает лежащую букву S. Канал Гранде - это не только поражающие воображение старинные дворцы различных архитектурных стилей. Не менее сильное впечатление производят соседствующие с дворцами обшарпанные, ветхие дома с покрытыми ржавчиной и плесенью воротами и колышущееся на ветру белье, развешенное на протянутых над маленькими улочками-каналами веревках.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654992.jpg)
Через Канал Гранде перекинуты три моста. Мост Риальто самый древний из них. Именно здесь и зародилась Венеция. С Риальто открывается чудный вид на Большой Канал, поэтому здесь всегда толпятся туристы с камерами и фотоаппаратами. Отсюда лучше всего наблюдать за суетливой жизнью канала и непрекращающимися транспортными потоками. Первоначально мост был деревянным, но после двух реконструкций приобрел свой современный облик. Две смотровые площадки, два десятка сувенирных лавочек.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1654993.jpg)
От моста мы пошли по узеньким улочкам, мостикам назад к площади Святого Марка, которая на самом деле очень красива. Она не имеет строго прямоугольную форму, как многие площади - она как бы расширяется с одной стороны и сужается с другой. У широкого ее конца находится собор святого Марка, а с трех других сторон она окружена красивыми серыми зданиями.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655012.jpg)
На первом этаже этих зданий уютно расположились магазинчики и кафе. Магазины рассчитаны исключительно на туристов и цены там очень дорогие. Впрочем, коренные жители города вряд ли приходят гулять в столь суетное место.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655028.jpg)
Кафе, как правило, представляли собой столики под открытым небом, около некоторых играли небольшие оркестры. С одной стороны площади оркестр, с другой стороны оркестр, с третьей... Но все-таки они друг другу не мешали - площадь большая, а гул толпы не давал музыке далеко просочиться. Несладко приходится площади во время приливов - иногда ее полностью заливает. Так что даже можно плавать на лодке. Говорят, что в соборе святого Марка (не снаружи, а изнутри!) есть отметки, до какого уровня доходила вода во время особо сильных наводнений. А красивый мозаичный пол уже давно принял волнообразную форму. Дело в том, что собор, как и все здания в центре города, построен на сваях, а сваи с годами проседают... Вообще, если посмотреть на здания в Венеции, то становится страшно - как они еще стоят?! Они все снизу покрыты толстым слоем черной плесени, за которым не видно каменной кладки. Почти все дома обшарпаны, в очень ветхом состоянии - того и гляди рухнут.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655053.jpg)
Также не очень хорошо в Венеции обстоит с пунктами общественного питания. Мы пытались найти ресторанчик, чтобы поужинать. Конечно, на набережной было много ресторанов, но они нас немного не устраивали по ценам: основное блюдо там начиналось в цене от 20-25 евро (в то время, как в Париже, например, довольно вкусно поесть можно за 9-10 евро с человека). Поискав некоторое время, мы нашли какой-то маленький ресторанчик, возле которого висело меню, где говорилось, что можно взять обед за 14 евро (три блюда). В принципе, нам это понравилось, и мы зашли. Только мы начали заказывать, как официант сказал, что это меню за 14 евро подается только на ланч (до 4 часов дня), а сейчас у них есть обеденное меню (очень похожее), но стоит оно уже 20 евро. На вопрос, а ПОЧЕМУ информация о том, что меню за 14 евро висит на самом видном месте, и нет приписки, что оно действительно только до 16 часов, официант только пожал плечами. В итоге (уже из принципа) мы ушли из этого ресторанчика и нашли другой, в котором хозяйкой была очень полная женщина, чистая итальянка, постоянно орущая на своих детей, которые вертелись на кухне и чем-то доставали ее. Особенно «порадовал» нас десерт. Можно было выбрать между мороженным и фруктами. Яна выбрала фрукты... Когда настало время десерта, хозяйка принесла талелку, на которой гордо возлежало яблоко! ОДНО!!! Мы долго потом смеялись над "фруктами" в итальянском ресторанчике.
Вечером мы, приняв ванну с гидромассажем, завалились спать.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655056.jpg)
4. Домой.
Утром 11 апреля мы рассчитались в гостинице и поехали за машиной в аэропорт. Нам предстоял длинный 700-километровый путь через заснеженные Альпы в Германию.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655076.jpg)
На следующий день вечером у нас был уже рейс в Осло, а потом и в Берген - наш отпуск заканчивался.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655078.jpg)
Из аэропорта мы выехали в начале первого. Мы решили поехать по автомагистрали, и правильно сделали, потому что в апреле на многих участках горных дорог был снег со льдом (и это не смотря на то, что внизу было +22 градуса). Мы ехали через горы, несколько раз останавливаясь, чтобы сфотографировать красивые виды заснеженных вершин. А скоро мы и сами заехали так высоко (около 3000 м. над уровнем моря), что снег лежал прямо рядом с нами, и мы даже немного поиграли в снежки на границе Италии и Австрии.
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655177.jpg)
![](http://photofile.ru/photo/mikhalevy/107426/large/1655178.jpg)
В Австрии мы были только проездом через ее самую западную часть - Тироль, и через 150 км. въехали в Германию.
Еще один штрих к завершению полноты картины об Италии и населяющих ее жителей. В Германии мы остановились на парковку в туалет сходить и перекусить. Кушаем в машине, подъезжает красный фиат, из которого вываливаются 4 каких-то бугая-отморозка и начинают (простите) ссать прямо не отходя с дороги (до туалета метров 5, не больше). Я смотрю - итальянские номера на машине...
Заночевали мы недалеко от немецкого Нюрнберга в гостинице Etap. За день мы проехали 720 км, хотя особой усталости не было.
Весь следующий день мы также провели в дороге до Дюссельдорфа по великолепным дорогам Германии. Поскольку у нас было достаточно времени, мы проехали через Кельн, посмотрели издали на Кельнский собор.
В аэропорт Дюссельдорфа мы приехали, как и планировали, около 5 часов вечера, но тут появилась небольшая проблема: мы должны сдать машину с полным баком, чтобы с нас не вычли за бензин по довольно высоким ценам, а вот заправку около аэропорта мы что-то не наблюдали. Пришлось немного поплутать прежде, чем мы нашли заправку в каком-то маленьком городке в 15 км от аэропорта. Но время у нас было: наш рейс в Осло вылетал только в 20:15, так что мы все успели вовремя.
Вот и закончился наш отпуск. Итого мы проехали 4257 км. по 7 странам.