Так получилось, что позавчера, в субботу, я поближе познакомился с еще одной весьма интересной стороной жизни Москвы. Точнее, это даже не совсем Москва, равно как и не совсем Россия. Это
Рублевка...
У меня есть друг, которого я прекрасно знаю уже более 20 лет, мы дружим семьями. Я не буду упоминать имен - это не главное, рассказ пойдет не о нем. Скажу только, что несколько лет назад он вместе со своей семьей переехал в новопостроееный домик в одном из котеджных поселков по Рублево-Успенскому шоссе Московской области. Это место в простонародии называется Рублевкой. Знаменито оно стало еще в 90-х годах прошлого века, когда тут стали строить первые современные коттеджи бывшая партийная элита, а также «народные слуги».
Многие считают, что Москва - это государство в государстве. Возможно это и так. Действительно, жизнь в Москве сильно отличается от жизни в провинциальных городах России. Рублевка же - это столица Москвы, это государство внутри Москвы. Государство, живущее по своим законам и понятиям. В нем выросло уже целое поколение молодых людей, которое не представляет себе другой жизни. Оно не ездит в метро, оно не знает, что такое «валидатор» в автобусе, оно понятия не имеет о том, как можно проголосовать на улице и поймать такси. Все это - поколение Рублевки.
Котеджи на Рублевке построены по принципу поселков с жесткой пропускной системой. «Чужака» сюда просто не пустит охрана, в качестве которой подчас выступают сотрудники ФСО (Федеральная служба охраны). Поселок Жуковку и близлежащие поселки в шутку называют «столицей России», и в некотором смысле это оправдано. Тут проживают и президент, и премьер России. Дорога к ним почему-то снабжена плотным лесом и знаком «кирпич». Таким образом высшие руководители страны ежедневно грубейшим образом нарушают Правила Дорожного Движения (ну когда это им мешало, честное слово)! Причем на повороте под «кирпич» круглосуточно работает стационарный пост ГАИ. Равно как стационарные посты ГАИ находятся в через каждые 300-400 метров до съезда с Рублево-Успенского шоссе.
На Рублевке есть свои рестораны, фитнес-центры, бизнес-центры и даже свои автомойки (я лично видел как минимум одну такую). Казалось бы, что тут особенного, но вы ни за что не угадаете, сколько стоит помыть машину на Рублевке. 15000 (ПЯТНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ) рублей!!! Не знаю, возможно, машину моют тут Вдовой Клико, смывая кристально чистой водой с северного склона Монтблана - не знаю, но, как говорится, базар большой: не нравится - иди мойся в другом месте. И, кстати, надо отметить, что недостатка в клиентах нет - запись идет сильно заранее :).
Чтобы закончить тему транспорта, нельзя не сказать и о специально построенной железнодорожной ветки до ст. Усово (с Белорусского вокзала) - надо же прислуге низкого ранга как-то ездить на работу. У прислуги чином повыше, естественно, есть свои автомобили.
В последнее время в Москве в целом водители стали вести себя на дороге лучше. Этой тенденции не прослеживается на Рублевке - здесь давно уже Европа в культуре вождения. Вне зависимости от того, какая у тебя машина, стоит только попытаться выехать с второстепенной дороги на главную, тебя сразу же пропустят (максимум, вторая машина). Стоит только подойти к пешеходному переходу, все машины сразу останавливаются, давая пешеходу пройти. Это удивляло меня еще и раньше, когда культура вождения в Москве оставляла желать много лучшего, однако очень быстро я понял, в чем кроется корень такой вежливости. В основном, это отнюдь не от беспредельно высокой внутренней культуры, которая, тем не менее, позволяет нестись с мигалкой по разделительной полосе Кутузовского проспекта или врезаться, разбивая насмерть заслуженных врачей России (как это было недавно на пл.Гагарина). Нет, дело не в этом. Все дело в том, что никогда не известно, кто скрывается в той на первый взгляд неприметной машинке, выезжающей из под знака «кирпич» на боковую дорогу. И поэтому на всякий лучше проявить свои лучшие качества и пропустить какой-нибудь мелкий шевроле, пусть даже если у тебя Гелентваген с ФСО-шными номерами.
Меня очень интересовал вопрос, сколько времени занимает дорога с Рублевки в офис в центре Москвы. Оказалось, что всего один час, несмотря на все утренние пробки. И это даже без мигалки. Дело в том, что на Рублевке существует два «часа пик»: первый с 7 до 8 утра, когда все «слуги народа» едут тянуть свою нелегкую лямку, а второй после 11:30 утра. Дело в том, что поскольку практически все высшее руководство, включая министров, проживает в непосредственной близости друг от друга и от своего прямого руководителя, утренние совещания-планерки часто проводят, так сказать, не отходя от кассы выезжая с Рублевки, не повышая трафик в городе, и без того задыхающийся в пробках. Как вы понимаете, все это сделано исключительно для улучшения жизни простых людей, во имя и на благо которых они и работают, не покладая рук денно и нощно...
Отдельного рассказа заслуживают рестораны. Мы обедали в на первый взгляд самом обычном придорожном ресторане в Жуковке. Первое, что бросается в глаза - это количество официантов. Такое впечатление, что их тут раза в три больше, чем посетителей. В летнее время работает открытая веранда, аниматоры развлекают детей, пока родители наслаждаются приемом пищи, а если анимация надоедает, можно пойти полюбоваться настоящим зоопарком при ресторане. (Вероятно, за дополнительные деньги можно даже отведать на вкус этих прелестных козочек, барашков и даже павлина...).
Цены в ресторане отнюдь не отличаются своей демократичностью. Самый простенький салатик из руколлы будет стоить минимум 750 рублей. Цены на горячее тоже дешевизной не блещут. Например, паста с лобстером стоит 3500 рублей, а блюда из рыбы, приготовленные по вашему заказу от 5000 до 8000 рублей. И это не севрюга, а какая-нибудь дорада или сибасс. В среднем обед без излишеств (например, без вина за 10 - 20 тыс. рублей за бутылку) обойдется в 5-6 тыс. рублей с человека. Базар большой... Некоторые, кстати, вообще не расплачиваются в ресторане - просто просят «записать на счет».
При выходе из ресторана стоял стенд для бесплатных газет. Порадовало название газеты: «Рублевское детство», - и, если вдуматься, это действительно достойно отдельного печатного издания. Несмотря на то, что на Рублевке живут как и рядовые топ-менеджеры крупных компаний и олигархи, многие из которых заработали свои деньги честным путем (во всяком случае пока не доказано обратное), удивляет, как среди них оказался, к примеру, зам.министра одного из силовых министерств с «небольшим» котеджиком в полтыщи кв.метров и домиком для прислуги?... Вопрос, как вы понимаете, риторический.
Архитектура котеджей порой поражает своей неординарностью. Например, один из увиденных мной котеджей был уменьшенная копия одного из замков во Франции. Просто жене владельца он очень понравился, и они выкупили проект замка. Стоит такое счастье около 7 млн долларов... И что-то мне подсказывает, что ипотекой или Федеральными программами типа «Молодая семья» там мало кто пользуется...
Посещение Рублевки оставило у меня двоякое чувство. С одной стороны немного странно видеть уж столь явное расслоение общества, от которого я уже так отвык и противопоставление «слуг народа» и «хозяев», было немного не по себе от гламурной молодежи, автомойки стоимостью чуть меньше средней месячной зарплаты в стране. А с другой стороны было приятно, что если нормальные условия с высокой культурой межличностных отношений (я сейчас про поведение на дорогах) смогли создать в отдельно взятом месте, то значит это в принципе возможно в России - прецедент уже есть. Вероятно, создатели рублевского феномена действовали по известному и проверенному принципу «начни с себя», и им это, надо с гордостью признать, удалось!...