М-18
Стратегический бомбардировщик
Имея за спиной исследования по
теме 20, Генеральный конструктор
В.М.Мясищев добивается включения ЭМЗ в конкурс по созданию сверхзвукового многорежимного стратегического самолета-носителя (тема 18). Основанием проведения работ стал Приказ МАП № 285 от 15 сентября 1969 года.
Тяжелый бомбардировщик М-18 разрабатывался в развитие проекта сверхзвукового бомбардировщика М-20 вариант IV. Для организации работ на ЭМЗ с привлечением отраслевых НИИ и смежных организаций были выпущены Приказы МАП № 134 от 17 сентября и № 321 от 9 октября 1970 года. Перспективный самолет должен был обладать большой дальностью полета на дозвуковой скорости с возможностями кратковременного полета на сверхзвуковом режиме на высоте около 20000 м или совершения полета на малых (300-500 м) высотах на дозвуковой скорости для прорыва зоны ПВО противника протяженностью до 2000 км.
Опережающими темпами создается наиболее важный и ответственный элемент конструкции самолета с изменяемой геометрией крыла - оригинальный шарнир для поворота крыла в полете, его модель проходит прочностные и динамические исследования в ЦАГИ.
Вскоре задействуются 9 стендов и две летающие лаборатории. Взлетный вес самолета в результате проведенных работ уменьшается на 10%.
Результаты проектных работ по сверхзвуковому многорежимному самолету М-18 с крылом изменяемой стреловидности, выполнявшиеся на конкурсной основе по требованиям ВВС к тяжелому стратегическому бомбардировщику, в 1972 г. были признаны лучшими среди аналогичных работ ОКБ ММЗ "Кулон" генерального конструктора
П.О.Сухого (
Т-4МС) и ОКБ ММЗ "Скорость" генерального конструктора
А.С.Яковлева. Проект М-18 поддержали ЦАГИ и НТС МАП. Командующий дальней авиацией генерал-полковник В.В.Решетников прозвал М-18 «тонкофюзеляжной щучкой».
Однако руководство МАП принимает другое решение: для дальнейших работ по сверхзвуковому бомбардировщику передать материалы проекта М-18 в ОКБ ММЗ "Опыт" генерального конструктора
А.Н.Туполева. На это решение повлияли такие факторы как малочисленность воссозданного во второй половине 1960-х годов ОКБ В.М.Мясищева и отсутствие у него необходимой научно-технической и производственной базы...
ОписаниеКонструкцияОКБ ЭМЗОбозначениеМ-18Состояниепроект 1974 годаТипСтратегический бомбардировщикЭкипаж, чел3Геометрические и массовые характеристикиДлина, моколо 44Размах крыла, моколо 42Высота (на стоянке)около 10Взлетная масса, кгоколо 150000Силовая установкаЧисло двигателей4Тип двигателейТРДФВооружениеМасса боевой нагрузки, кгоколо 15000Ракетное вооружение2 х Х-45
Источники информации:
- «Бомбардировщики» / Бастион /
- «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.3, ч.1 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, Авико пресс, 1999 /
- Самолеты В.М.Мясищева / РЕСТАРТ +/
- Забытые проекты
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
Помогали:
http://www.testpilot.ru/russia/myasishchev/m/18/m18.htm