Из ранних записей.
![](http://pics.livejournal.com/www_burroughs/pic/00001khb/s320x240)
"Скрытое" Ханеке - это то, что скрыто в нашей совести. То, от чего мы любим открещиваться, раздражённо махая руками. То, что любим запихивать в подсознание и что потом выходит наружу в виде войн, экстремизма, нацизма, ксенофобии и других "измов".
В этом смысле картина Ханеке является исследованием психологии социума в упаковке триллера.
"Скрытое", на мой взгляд, представлено в виде четырёх пластов, которые мне удалось вычленить в картине.
1. То, что герой Отоя скрывает от жены, и что является не очень "красивым" элементом его биографии.
2. То, что герой Отоя скрывает внутри себя от самого себя. Это чувство вины, подлого поступка.
Слишком раздражённо и наряжённо он воспринимает эти посылки с кассетами и рисунки, что свидетельствует о волнении глубинных пластов его совести. Это говорит о том, что он персонаж не отрицательный, а сомневающийся, мучающийся на протяжении всей своей жизни и то, что он является представителем элиты, интеллигенции (в фильме он ведущий литературного ток-шоу) - является иронией и плевком в сторону начитанных людей, филологов, творческой интеллигенции в целом. Потому что начитанность не предполагает наличие развитого духа, просветляющего сознание и делающего человека способным к состраданию.
3. Скрытое, что является скрытым в коллективном бессознательном ввиде нетерпимости к людям другого цвета кожи, других традиций, исповедуемых религий. Для героя Отоя - это нетерпимость рефлекторная. Скорее всего, в идеологическом плане, он не является ни расистом, ни националистом, но случай с негром, его напряжённые истеричные, на грани физического контакта, беседы с отцом-арабом и сыном-арабом говорят о его ненависти и презрению на врождённом подсознательном уровне.
4. Скрытое на метафизическом уровне. Естественно, вопросы о том, кто посылал кассеты не имеют никакого смысла, потому что это имеет отношение к тому, что лежит за пределами человеческого понимания.
Естественно, их не посылал ни ребёнок героя Отоя, ни сын араба, ни кто другой из героев фильма. В координатах фильма это является проявлением абсолюта, в координатах нашей реальности - месседжем Ханеке, проявлением его как художника. По большому счёту, как "кто-то" посылает кассеты в фильме, показывая "скрытое" в обыденности зло, так и режиссёр фильма посылает нам кассеты/двд-диски с фильмом, показывая нам уже нашу реальность, как кинематографическую проекцию, со "скрытым" в ней злом, приравнивая тем самым себя к Творцу или проводнику идей абсолюта. В этом двойное дно фильма.
По сути, глубинность смысловых пластов в картине, выходя за пределы исследования психолгии социума, раскрывает соотношение реальности, изображённой на кассете в фильме, реальности самого фильма, нашей настоящей реальности и реальности, которая находится над нашей реальностью, показывая зеркальное отражение многовариантных реальностей друг в друге.
Например, мы сидим на диване в нашей повседневной реальности и смотрим присланную неизвестно кем кассету, на которой показана жизнь людей, так похожих на нас, которые смотрят присланную им, также неизвестно кем, кассету, на которой изображено тоже самое и так до бесконечности. Исследование соотношения бесконечных реальностей проявляется и в фильме Ханеке "Забавные игры".
По сути, это такие же забавные игры с реальностью. В эпизоде, где тощий отморозок перематывает окружающую его реальность назад, чтобы спасти своего напарника, он как бы выходит за пределы этой реальности, что свидетельствует о его принадлежности к инфернальным силам, не подчиняющимся
законам данной реальности.
Когда один из героев-отморозков смотрит в камеру и предлагает сделать ставки нам, зрителям, проникая таким образом уже в нашу реальность, это говорит также о том, что абсолютное зло наблюдает и за нами и также выходит и за пределы нашей реальности. Свидетельством этого является ещё и то, что сколько мы не перематывай плёнку/двд-диск, всё равно мы не сможем изменить концовку фильма. Если мы захотим что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону, тот тут же может появиться абсолютное зло, которое перемотает время("плёнку") нашей жизни и вмешается в любые дела, в том числе и в благие. Эта метафора абсолютного зла, выходящего за пределы бесконечного количества многовариантных реальностей.
Фильм Ханеке "Скрытое", наряду с другими работами режиссёра, является одним из самых глубоких исследований психологии социума и его взаимодействия с абсолютными категориями бытия.