Тентаклиада: либеральная сказка

Mar 05, 2019 10:04





А есть ли в книге тентакли?

С kenichi_kitsune я познакомился, листая посты в gamer Рецензия на Бладборн, который мне очень нравится, была именно его авторства, и было у нее несомненное достоинство: в то время, как игру рецензенты обласкали, большинство писало не о том. А те, кто писал о том, в основном писали не рецензии, а впечатления, причем писали довольно посредственно.

Тут же - совсем другое дело. kenichi_kitsune точно ухватил суть, синтез игры, и описал именно то, что я увидел в игре, и даже немного шире, да еще и хорошо описал - убедительно, искренне, чисто. Надеюсь, у меня тоже так хотя бы иногда получается; словом, на kenichi_kitsune я подписался и, как часто делаю, прочёл его журнал сначала.

Помимо всего прочего выяснилось, что он написал книжку, и сейчас потихоньку строгает игру по сеттингу. Читать я люблю, а вот читать плохое как-то не очень, поэтому фанфикшн и начинающих авторов обычно игнорирую; требуется некоторое усилие, чтобы заставить себя что-то такое почитать или посмотреть. К счастью, это усилие часто оправдывается.

Книга называется «Тентаклиада: книга Щупалец». Я бегло поискал текст в сети, потом подумал - какого черта, 170р, что ли, жалко? или я в принципе не хочу неплохому ЖЖсту денег давать? и книжку элементарно купил. И прочитал.



От спойлеров постараюсь воздержаться.

Книга, в общем и целом, скорее подростковая - слишком пестрая и объемная для детей, слишком незатейливая для взрослых. Сюжет, вкратце, следующий: принц некоего фантазийного островного королевства на тёплых морях (События происходят в начале века пороха: уже с ружьями, но ещё со шпагами) случайно пробуждает демона, который превращает принца в осьминога, а сам начинает творить всяческие гадости и бесчинства, начиная с масштабного потопа. Чуть опомнившись, юный Марко начинает бороться с этой напастью, применяя удивительные осьминожьи таланты.

Сразу скажу - сюжет в книге хороший. Нет, понятно, что если юный принц борется с древним злом, то развязка очевидна, но пути к этой развязке могут быть совсем разными. В «Щупальцах» это увлекательная дорога, с неожиданными поворотами, иногда по-летнему и по-морскому теплая и светлая, иногда - унылая и мрачная, иногда лавкрафтиански пугающая, но никогда не скучная.

Правда, есть на этой дороге заусенцы, выбоины, а то и цельные валуны, настолько неуместные, что так и хочется указать на них пальцем и возмущенно воскликнуть: доколе!?

Вот об этом хочется написать подробнее.

Язык сыроват. Нет, правда. Проскакивают современные обороты, совсем неуместные (ну ты в курсе, да?), и прямо ломают глаз как бы подростковые диалоги. Может, дети в определенном возрасте и разговаривают короткими предложениями с восклицательными знаками, обращаясь друг к другу как «болван» и «баклан», но на бумаге это смотрится удивительно беспомощно.

Некоторые сцены тоже выглядят весьма слабо - например, в одном эпизоде мальчик-осьминог попадает в гости к семье, и старшая (приёмная) дочь в этой семье чуть ли не сразу же начинает истерику по поводу бросившего её отца. Бросили её давно, осьминог малознакомый, да и сам факт беседы с осьминогом должен бы как-то отвлечь её от этого горя, но нет - и оттого вся сцена, да и вся семья, изрядно отдает фальшью.

Или, например, осьминога как-то спасает отшельник. Как? Почему? Ну он увидел на берегу реки осьминога и подумал - а вдруг это испытание моей веры? И отнес его к себе в пруд. И водичку подсолил. А потом начал с ним разговаривать. Ох уж мне эти отшельники!

Но это, конечно, ошибки новичка - с каждым бывает, чего уж там. Дальше идут уже выбоины.

Каждый автор вкладывает в произведение какие-то взгляды. Обычно свои, иногда чужие, и ничего плохого в этом нету, если помянутые взгляды органичны. И с этим у «Щупалец» некоторые проблемы.

Видите ли, те элементы мировоззрения, которые в книжке ясно видны, укладываются в нее откровенно плохо. Честно говоря, такое ощущение, что некоторые моменты вписывались туда насильно - текст их буквально отторгает.

Например, почти в самом начале принц встречает мантикора, и предполагается, что мантикор имеет лицо самого большого страха принца. Страх этот - нищие бездельники. Ну буквально - всякие там пропойцы и нищие из трущоб, у которых мутный взгляд и опухшие рожи. Возможно и вероятно, но нигде в книге - ни до, ни после - принц с таковыми не встречается, и страх этот никак не дает о себе знать. Можно, конечно, подтянуть под этот страх собравшихся в фанатичную толпу жертв наводнения, но подтягивать придется, и хорошо, если не за уши.

Еще пример - какая-то случайная беседа пары гвардейцев, в которой упоминаются некие партизаны. Честно говоря, партизаны в островном сказочном королевстве сами по себе вызывают скептический хмык, но из беседы выясняется, что партизаны, оказывается, выступали за чистоту расы. Нацистские партизаны - это сильно. Но вы не волнуйтесь, больше они нигде и никогда не появятся, «нацизм - это плохо, m'kay» из списка вычеркнуто, текст идет дальше.

[Пример - легкий спойлер]Иногда либеральные идеалы автора вылазят прямо вот совсем уж странно. В частности, один из злодеев, произнося, как положено, злодейскую речь перед беспомощными жертвами, говорит, что он собирается убить короля и свергнуть монархию потому, что монарх понараздавал подданным свобод и равноправий. Ну вот буквально. Монарх, значит, получается гарантом демократии? Нет, я-то понимаю, что обычно так оно и есть, но я-то интересовался вопросом, а тут - сказка же.

[И ещё один]Дальше интереснее, следите за мыслью: монарха свергают, чтобы уменьшить свободы и снизить уровень образованности. Делают это с подачи заграничной республики. Нет, серьезно - республиканцы, они такие - хлебом не корми, дай права и свободы поотбирать. Но и это еще не всё: злодей-прагматик (это он сам про себя говорит и даже подчеркивает) хочет основать империю. Мол, вы, скот бездушный, разделились на тыщу маленьких королевств, и живете только чтобы жрать и спать, а я воссоздам разрушенную империю, которую устремлю к светлому будущему! Прагматики - они все такие, хлебом не корми, дай побольше народу во имя великой цели поубивать. Нет, мы, конечно, намёк понимаем, но какой-то он больно уж неловкий. Правда.

Есть, правда, один сильный образ именно в этой области: когда сокрушающегося на тему «нету у нас сильной власти, и армии нету» гвардейца находят мертвым, а труп весь зарос ядовитым красным грибком.

Ну и одна вещь, на мой вкус, серьезная. Действительно подлый и грязный момент, удивительный в довольно-таки доброй сказке, да и в сказке вообще.

[Вот она]Когда принц вначале освобождает демона, страж камня-тюрьмы ему говорит прямым текстом - ты привык, что всё, что ты хочешь, твоё, ты привык брать всё, что хочешь, даже силой. И принц его, как ни крути, убивает. А в конце выясняется, что для того, чтобы заточить демона, нужен новый страж. И вот главный герой сказки ловит - ловит, не договаривается, не просит, нет-нет - волшебного зверя, и делает из него вечного стража демона. Нет, зверь, как бы и вроде бы, не против, но поступок получается очень поганый. Все равно что прикормить-поимать какую-нибудь бездомную собаку, и использовать для, скажем, создания сыворотки от смертельного заболевания. Или для определения смертельной дозы яда. А ведь у нас тут в сказке не собака, а гиппокамп. Жалко зверушку. И первую зверушку, в общем, тоже - ничего плохого мантикор не делал, выполнял свой долг, а его вот как...

Не надо только думать, что книжка - набор ошибок. Эти моменты действительно нечастые изъяны в хорошем произведении. Там есть герои, которые действительно меняются и развиваются, и у них есть на это причины. Там есть неожиданные - но, как и нужно, железно обоснованные - сюжетные повороты. Там есть настроение и атмосфера, есть ошибки и их исправления, есть открытия и путешествия, потери и находки.

Концовка, правда, немного разочаровала - она как бы намекает нам на сиквел, а история кажется, в общем, цельной и завершенной. Как-то это неуместно, право слово.

Итог? В общем и целом? Интересная, хорошая книжка, которую нескучно прочесть, оставляющая теплое, солнечное послевкусие и почему-то наводящая на мысли о прозрачных ленивых волнах, накатывающихся на солнечный песчаный берег. В песке кое-где камушки и ракушки, чуть глубже среди водорослей мелькает разная морская мелочь, а солнце такое жаркое, а пляж роскошный, и чайки кричат вдали.

П.С. Да! Там  есть сцена с тентаклями! И несмотря на то, что выглядит она неуместно, она серьезно обоснована сюжетно, да и в целом довольно целомудренна. Честно говоря, не уверен, как можно было бы вставить её естественней. Возможно, сделать героя старше? Или не перемежать её видениями, а побыстрее скрыть «черным экраном»?

Previous post Next post
Up